Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3587/2023 по иску Гардубей Елены Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Тюменской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Гардубей Елены Васильевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гардубей Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту - ОСФР по Тюменской области), с учетом уточнений, о признании решения от 31 января 2022 года, 10 января 2023 года в части отказа в досрочном назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы:
с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года - преподаватель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант";
с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года - музыкальный руководитель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант";
с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года, с 12 октября 2007 года по 12 октября 2007 года - музыкальный руководитель в автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования детский сад N 176;
с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля 2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года - учебные отпуска, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28 декабря 2022 года.
Требования мотивированы тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, представив соответствующие документы, подтверждающие наличие стажа работы, необходимого для начисления досрочной пенсии. 31 января 2022 года ответчиком вынесено решение, по которому ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием права. 30 декабря 2022 года она повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако решением от 10 января 2023 года ей также было отказано. С данными отказами она не согласна, поскольку ответчиком неправомерно не включены в стаж периоды работы.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам исковые требования Гардубей Е.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от 31 января 2022 года, ОСФР по Тюменской области от 10 января 2023 года в части не включения периодов работы Гардубей Е.В. в педагогический стаж:
с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года - музыкальный руководитель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант";
с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года - музыкальный руководитель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад N 176;
с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля 2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года - учебные отпуска.
На ОСФР по Тюменской области возложена обязанность включить периоды работы Гардубей Е.В. в педагогический стаж:
с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года- музыкальный руководитель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант";
с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года - музыкальный руководитель в автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования детский сад N 176;
с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля 2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года - учебные отпуска. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Гардубей Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа во включении в специальный стаж период работы с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года - в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант" и в части отказа в назначении досрочной пенсии, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 января 2022 года Гардубей Е.В, 29 ноября 1976 года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области от 21 января 2022 года в назначении пенсии Гардубей Е.В. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, поскольку отсутствует педагогический стаж 25 лет, указано, что педагогический стаж составляет 18 лет 02 месяца 02 дней.
28 декабря 2022 года Гардубей Е.В. вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением ОСФР по Тюменской области от 31 января 2023 года в назначении пенсии Гардубей Е.В. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, поскольку отсутствует педагогический стаж 25 лет, указано, что педагогический стаж составляет 19 лет 02 месяца 16 дней.
Из вышеуказанных решений следует, что пенсионным органом не зачтены в стаж периоды работы истца с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года - преподаватель дополнительного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант"; с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года - музыкальный руководитель в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант"; с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года, с 12 октября 2007 года по 12 октября 2007 года- музыкальный руководитель в автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования детский сад N 176; с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля 2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года - учебные отпуска.
Из трудовой книжки Гардубей Е.В. следует, что 05 сентября 1995 года принята в Центр развития ребенка "Талант" на должность преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии), 30 апреля 1998 года присвоена вторая категория по должности музыкальный руководитель, 13 июля 1999 года уволена; 14 июля 1999 года принята в муниципальное дошкольное образовательное учреждение N 176 - Центр развития ребенка на должность музыкального руководителя, 14 сентября 2000 года произведена перерегистрация работодателя на муниципальное дошкольное учреждение детский сад N 176 - Центр развития ребенка, 24 октября 2001 года присвоена первая квалификационная категория, в декабре 2003 года присвоена высшая квалификационная категория, 01 июня 2005 года муниципальное дошкольное учреждение детский сад N 176 - Центр развития ребенка реорганизовано в автономную некоммерческую образовательную организацию дошкольного образования детский сад N 176, 09 апреля 2007 года работодатель переименован в автономную некоммерческую образовательную организацию дошкольного образования центр развития ребенка - детский сад N 176, 31 декабря 2007 года переведена в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 176 куда принята на должность музыкального руководителя с 01 января 2008 года, 27 февраля 2010 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 176 переименовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 176, 12 сентября 2011 года уволена; 14 сентября 2011 года принята в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 160 на должность музыкального руководителя, уволена 02 сентября 2014 года; 04 сентября 2014 года принята в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 134 на должность музыкального руководителя, где работает по настоящее время.
Из уточняющей справки от 22 декабря 2022 года, следует, что Гардубей Е.В. работала с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант" в должности педагога дополнительного образования, а с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант" в должности музыкального руководителя.
Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Талант" от 02 сентября 1994 года следует, что центр осуществляет образовательную деятельность. В соответствии с уставом в редакции от 02 декабря 1996 года деятельность центра направлена на реализацию основных задач дошкольного образования. Данная задача центра подтверждается также уставом от 12 июля 1999 года.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о включении в педагогический стаж истца период работы с 27 января 1998 года по 13 июля 1999 года в качестве музыкального руководителя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант", суд первой инстанции исходил из того, что Гардубей Е.В. работала в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант", вид и деятельность которого соответствует требованиям пенсионного законодательства; вид деятельности истца в спорный период не менялся, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении указанных требований.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж периода работы с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант" в должности педагога дополнительного образования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, исходил из того, что должность преподавателя дополнительного образования списками до 01 ноября 1999 года для назначения досрочной пенсии по старости предусмотрена не была.
Установив, что в периоды с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года истец работала музыкальным руководителем в автономной некоммерческой образовательной организацией дошкольного образования детский сад N 176, которое переименовывалось; с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля 2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года истцу были учебные отпуска, суд первой инстанции, руководствуясь Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, статьями 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что периоды работы с 01 июня 2005 года по 12 августа 2005 года, с 25 августа 2005 года по 30 июля 2006 года, с 01 августа 2006 года по 24 августа 2006 года, с 30 августа 2006 года по 05 сентября 2006 года, с 14 сентября 2006 года по 12 ноября 2006 года, с 16 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года, с 13 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, с 07 июня 2010 года по 26 июня 2010 года, с 17 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 06 июня 2011 года по 25 июня 2011 года, с 10 января 2012 года по 02 февраля
2012 года, с 04 июня 2012 года по 24 июня 2012 года, с 14 января 2013 года по 07 февраля 2013 года, с 03 июня 2013 года по 27 июня 2013 года, с 13 января 2014 года по 06 февраля 2014 года, с 26 мая 2014 года по 24 июня 2014 года подлежат включению в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Отказывая во включении в специальный стаж период с 12 октября 2007 года по 12 октября 2007 года, суд первой инстанции исходил из того, что в данный период истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.
Установив, что на 28 декабря 2022 года у истца отсутствует стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости (25 лет педагогического стажа), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о назначении пенсии с 28 декабря 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы истца о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года - в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант", суд апелляционной инстанции, руководствуясь Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, установив, что Гардубей Е.В. 04 сентября 1995 года была принята на работу в Центр развития ребенка "Талант" на должность преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии); приказом 250-к от 04 сентября 1995 года истец принята на работу на должность преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии); из личного листка Гардубей Е.В. следует, что 04 сентября 1995 года принята в "РР "Талант" на должность педагога дополнительного обучения (руководитель хоровой студии); из заявления истца от 27 января 1998 года следует, что она просит перевести ее с должности руководителя хоровой студии на должность музыкального руководителя, пришел к выводу, что с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года Гардубей Е.В. осуществляла трудовую деятельность в должности преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии), что подтверждается документами, полученными у работодателя, а также записью в трудовой книжке истца; поскольку Списком профессий N 463 должность преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии) не указана в наименовании должностей, то данный период не подлежит зачету в педагогический стаж в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции отметил, что суд не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Тождество между должностями "преподаватель дополнительного образования" и "преподаватель" в предусмотренном законом порядке не устанавливалось. Вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности. Учитывая, что "преподаватель дополнительного образования" и "преподаватель" являются различными наименованиями должностей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что работодателем было указано неверное наименование должности истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов об отказе во включении в педагогический стаж периода работы с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года - в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка "Талант"; в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 в разделе "Наименование должностей" указана должность преподаватель, поэтому у судов имелись все основания для включения указанного периода в педагогический стаж; судами не приняты меры к выяснению фактической деятельности истца в спорный период, о существовании хоровой студии и дополнительных групп в центре; в материалах дела имеются доказательства с разным написанием должности истца в спорный период времени, в одних документах должность указана как преподаватель дополнительного образования, в других педагог дополнительного образования, а в-третьих - руководитель хоровой студии; свидетели пояснили, что в спорный период работы истца в центре не было еще ни хоровой студии, ни дополнительных групп, т.к. они появились позднее, следовательно, истец не работала ни преподавателем дополнительного образования, ни руководителем хоровой студии, ни педагогом дополнительного образования, а работала фактически преподавателем, то есть именно работодателем неправильно указана должность истца, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
На основании оценки собранных доказательств, судами установлено, что с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года Гардубей Е.В. осуществляла трудовую деятельность в должности преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии, педагог дополнительного образования).
Взяв за основу Список профессий N 463, подлежащий применению к периоду работы истца с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года при последовательном применении пенсионного законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что должность преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии, педагог дополнительного образования) не указана в данном списке, в связи с чем данный период не может быть засчитан в трудовую деятельность в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Должность педагога дополнительного образования впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность педагог дополнительного образования ранее действующими списками предусмотрена не была.
Согласно же пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в соответствии с утвержденным им Списком подлежат зачету в специальный стаж лишь периоды работы после 1 ноября 1999 года.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года" N 1067 работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Аналогичные положения закреплены в пункте 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для зачета периода работы истца с 04 сентября 1995 года по 26 января 1998 года в должности преподавателя дополнительного образования (руководитель хоровой студии, педагог дополнительного образования) в педагогический стаж не имеется.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Соответственно, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
При таких обстоятельствах, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.
Проанализировав представленные в дело документы о принятии истца на должность преподавателя дополнительного образования, написании ею заявления о переводе на должность музыкального работника только с 27 января 1998 года, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалы дела не содержат сведений о том, что фактически истец выполняла функции преподавателя и работодатель неверно поименовал ее должность при принятии на работу 04 сентября 1995 года.
Ссылки истца на то, что допрошенные в суде свидетели, работающие с ней в один период, подтвердили, что хоровая студия образовалась позднее и что она работала преподавателем, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Поскольку на 28 декабря 2022 года у истца отсутствует стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования о назначении пенсии с 28 декабря 2022 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что в судебном заседании 26 апреля 2023 года было заявлено ходатайство об истребовании ряда дополнительных документов и даны пояснения о том, что должность истца работодателем указана в разных вариантах, что свидетельствует о том, что именно им допущено неверно указание должности, однако впоследствии был изготовлена справка о том, что по техническим причинам аудиопротокол судебного заседания от 26 апреля 2023 года при переносе с записывающего устройства на диск был утерян, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в деле имеется протокол судебного заседания от 26 апреля 2023 года и он подписан секретарем судебного заседания и председательствующим по делу, в связи с чем оснований для применения пункта 6 части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что судом допущена описка в резолютивной части решения суда в части неправильного наименования работодателя, не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку описка суда может устранена в порядке статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о несогласии с оценкой доказательств, не влечет отмену судебных постановлений.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Таким образом, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гардубей Елены Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.