Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1707/2023 по иску прокурора города Ноябрьска в интересах Гареева Наиля Гафуровича к Муниципальному унитарному предприятию "Пассажирские перевозки" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, по кассационной жалобе Муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А, об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора пятого отдела апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А, указавшей на отсутствие оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ноябрьск, действуя в интересах Гареева Н.Г, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Пассажирские перевозки" (далее - МУП "Пассажирские перевозки") о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученной заработной платы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2020-2022 годы, взыскании недополученной заработной платы в размере 655 329 руб. 11 коп.
В обоснование требований иска указал, что в период с 30 марта 2017 года по настоящее время Гареев Н.Г. работает водителем 1 класса автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. За период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года заработная плата выплачена ему не в полном объеме, без учета тарифной ставки, предусмотренной разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее по тексту - Отраслевое соглашение). Поскольку МУП "Пассажирские перевозки" является предприятием, присоединившимся к Отраслевому соглашению, то обязано выполнять его требования и условия.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2023 года, исковые требования прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах Гареева Н.Г, удовлетворены. На МУП "Пассажирские перевозки" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Гареева Н.Г. за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с разделом 3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы. С МУП "Пассажирские перевозки" в пользу Гареева Н.Г. взыскана недоплаченная заработная плата за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 655 329 руб. 11 коп. С МУП "Пассажирские перевозки" в бюджет муниципального образования город Ноябрьск взыскана государственная пошлина в размере 9 753 руб.
В кассационной жалобе представитель МУП "Пассажирские перевозки" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Пассажирские перевозки" является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД 49.31.21).
Из Устава МУП "Пассажирские перевозки", утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска от 22 ноября 2017 года, следует, что предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Целями деятельности предприятия являются: обеспечение качественного и бесперебойного оказания городских пассажирских автотранспортных перевозок; обеспечение потребности населения в регулярной и безопасной перевозке пассажиров и багажа в городских условиях с наибольшими удобствами; получение прибыли.
Гареев Н.Г. с 30 марта 2017 года состоит в трудовых отношениях с МУП "Пассажирские перевозки" на основании трудового договора N 1447 (в редакции последующих дополнительных соглашений), работает водителем 1 класса автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов.
Согласно дополнительному соглашению N 01/21 от 30 декабря 2021 года к трудовому договору с 1 января 2022 года истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6 до 9, 5 метров в размере: " ХТО, ремонт" - 56 руб. 22 коп, "город, заказ" - 70 руб. 36 коп. На автобусах 9, 5-12 метров : "ХТО, ремонт" - 65 руб. 49 коп, "город, заказ" - 81 руб. 59 коп.
Дополнительным соглашением от 21 апреля 2022 года к трудовому договору с 1 июля 2022 год истцу установлена часовая тарифная ставка на автобусах от 6, 01 до 9, 5 метров в размере: "ХТО, ремонт" - 91 руб. 24 коп, "город, заказ" - 92 руб. 93 коп. На автобусах 9, 5-12 метров: "ХТО, ремонт" - 96 руб. 71 коп, "город, заказ" - 98 руб. 50 коп.
Также условиями трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливаются следующие доплаты, надбавки: районный коэффициент - 70%, северная надбавка - 80%, за работу в ночное время суток - 40%, за вредные условия труда - 4%, за классность - 25%, за правительственную награду - 10%, за обеспечение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству - 10%, за сбор оплаты за проезд и провоз багажа - 35%, за стаж работы 12%. Работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к часовой тарифной ставке (окладу), другие виды материального вознаграждения в порядке и условиях, предусмотренных положением об оплате труда, локальными нормативными актами, действующими у работодателя. Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы устанавливается положением об оплате труда, локальными нормативными актами, действующими у работодателя. Размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон. Новые условия договора оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора. Заработная плата выплачивается 2 раза в месяц в дни, установленным действующими локальными нормативными актами, правилами внутреннего трудового распорядка. С суммы заработной платы и иных доходов работодатель уплачивает налоги в размерах и порядке, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.6, 3.8 Положения об оплате труда работников МУП "Пассажирские перевозки", утвержденного приказом от 22 декабря 2016 года N 555, водителям автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов установлена повременная система оплаты труда и суммированный учет рабочего времени (статья 104 Трудового кодекса Российской Федерации) (непрерывно действующее предприятие). Период суммированного учета - в 1 месяц. Начисление заработной платы производится по установленной часовой тарифной ставке. Тарифные ставки водителей - размеры тарифных ставок для водителей автотранспортных средств устанавливаются в зависимости от технических характеристик, параметров, назначения, указанных в технической документации или паспорте на автомобиль, в числе которых учитываются грузоподъемность автомобиля для грузовых автомобилей; рабочий объем двигателя в литрах для легкового автомобиля; мощность двигателя в лошадиных силах; длина автобуса.
В спорный период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года истец осуществлял трудовую деятельность на автобусах ответчика, оплата его труда производилась исходя из действовавших в соответствующие периоды часовых тарифных ставок, размер которых предусмотрен трудовым договором (с учетом дополнительных соглашений), заключенным между сторонами.
24 декабря 2019 года Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее - Отраслевое соглашение). Данное Отраслевое соглашение вступило в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года.
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 14-4/10/В-807, опубликованному в "Российской газете" N 29, 12 февраля 2020 года соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный N 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru). Работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему.
В письме обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В соответствии с пунктом 1.1 Отраслевого соглашения оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются:
- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАС, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения оно: является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; распространяется соглашение на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.
Из пункта 1.7. Отраслевого соглашения следует, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями Отраслевого соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением, являются недействительными.
Пунктом 1.8. Отраслевого соглашения предусмотрено, что органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
С 29 декабря 2021 года пунктом 3.1 Отраслевого соглашения предусмотрено, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 01 января 2022 года нового минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года N158 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определенный в настоящем пункте (таблица 1).
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
В соответствии с указанной таблицей коэффициент заработной платы водителя автобуса малого класса (длиной 6, 0-7, 5 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте составляет 2, 44, водителя автобуса среднего класса (длиной 8, 5-10, 0 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте - 3, 26, водителя автобуса большого класса (длиной 11, 0-12, 0 м) к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте - 3, 83.
Этим же пунктом Отраслевого соглашения предусмотрено, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в спорные периоды времени устанавливался прожиточный минимум для трудоспособного населения: с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года в размере 19 652 руб. (от 29 июля 2021 года N669-П), с 01 июня 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 21 617 руб. (от 29 июля 2021 года N669-П).
Приказом МУП "Пассажирские перевозки" от 14 декабря 2021 года N433 с 01 января 2022 года минимальная месячная тарифная ставка I разряда утверждена в размере 4 028 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. В соответствии с приложением N3 к приказу часовая тарифная ставка для водителей автобусов ПАЗ-320302-22, МАЗ 206063 установлена в размере 70 руб. 36 коп, КАВЗ 4270, ЛИАЗ 52563 - 81 руб. 59 коп.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 8, 11, 21, 22, 45, 48, 130, 134, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.5, 1.7, 3.1, 3.2 Отраслевого соглашения, исходил из того, что МУП "Пассажирские перевозки", не участвовавшее в заключении Отраслевого соглашения, не предоставило в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, соответственно, действие указанного соглашения распространяется и на ответчика, фактическое начисление заработной платы Граеева Н.Г. не соответствует положениям Отраслевого соглашения, в связи с чем, согласившись с расчетом ответчика, взыскал с МУП "Пассажирские перевозки" в пользу истца 655 329 руб. 11 коп.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением трудового спора, суд первой инстанции, установив, что за защитой своих трудовых прав истец обратился в первичную профсоюзную организацию, которая в свою очередь, 31 декабря 2022 года обратилась с заявлением в прокуратуру г. Ноябрьска о защите прав работников; 27 февраля 2023 года прокурором г. Ноябрьска в адрес МУП "Пассажирские перевозки" направлено представление об устранении нарушений трудовых прав работников, которое оставлено ответчиком без удовлетворения; 25 апреля 2023 года Гареев Н.Г. обратился с заявлением в прокуратуру г. Ноябрьска о защите его прав как работника; период невыплаченной заработной платы составляет с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года с иском в суд прокурор, действуя в интересах Гареева Н.Г. обратился 31 мая 2023 года, пришел к выводу о том, что с учетом порядка выплаты заработной платы, своевременного обращения истца за защитой нарушенных трудовых прав, через профсоюзную организацию, в пользу истца подлежит выплате заработная плата за весь заявленный период.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с постановленными судами судебными актами.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что примененное судами в рамках настоящего спора Отраслевое соглашение не распространяется на ответчика, и как следствие, на его правоотношения с истцом. Выражает несогласие в части расчетов часовой тарифной ставки. Считает, что сам по себе факт установления на предприятии ответчика минимальной месячной тарифной ставки ниже установленного минимального размера оплаты труда правового значения не имеет, поскольку в результате сложения всех выплат заработная плата равна или превышает минимальный размер оплаты труда. Расчеты ответчика, представленные в материалы дела, являются неверными, основанными на ошибочном понимании судами пунктов 3.1. и 3.2. Отраслевого соглашения. По мнению заявителя, суды не учли сложившуюся правоприменительную практику по аналогичной категории дел.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы являются необоснованными и правильность выводов судов не опровергают на основании следующего.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации:
регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;
соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;
если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;
содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения. При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;
в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;
в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Приведенные правовые нормы, вопреки доводам жалобы, судами истолкованы и применены правильно.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, сведений о том, что ответчик уполномочил Российский автотранспортный союз на свое представительство в Отраслевом соглашении в соответствии с Уставом, не имеется. Вместе с тем, поскольку ответчик, не участвовавший в заключении Отраслевого соглашения, в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не представил мотивированный письменный отказ присоединиться к указанному соглашению, оно считается распространенным на МУП "Пассажирские перевозки". Орган местного самоуправления от имени МУП "Пассажирские перевозки" также не представил отказ от присоединения к Отраслевому соглашению.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка Отраслевому соглашению на предмет его действительности и применению в рамках настоящего дела, как правового основания для удовлетворения заявленных требований, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку установление данных обстоятельств в предмет оценки суда в рамках рассматриваемого индивидуального трудового спора не входит.
Как следует из материалов дела, при разрешении спора в материалы дела представлен расчет задолженности по заработной плате Гареева Н.Г. за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, выполненный ответчиком в соответствии с приведенными положениями Отраслевого соглашения, а также сведения о фактически выплаченной заработной плате.
При выполнении расчета работодателем определена часовая тарифная, которая с января по май 2022 года должна составлять не менее 15 руб. 06 коп, с июня 2022 года - 167 руб. 27 коп. Поскольку фактически расчет заработной платы истца производился из часовой тарифной ставки, которая, по расчетам работодателя, не соответствовала положениям Отраслевого соглашения, являлась существенно ниже, с учетом фактически отработанного времени, применяя систему оплаты труда, установленную на предприятии, ответчиком определена сумма задолженности по заработной плате перед истцом за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 655 329 руб. 11 коп.
Судами произведенный ответчиком расчет проверен, обоснованно признан соответствующим положениям Отраслевого соглашения, что явилось основанием для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате в указанном размере.
Суды правильно сопоставляли размер установленной истцу тарифной ставки с базовой (минимальной) тарифной ставкой без учета районной и северной надбавки, а довзыскание заработной платы произвели с учетом всех причитающихся истцу надбавок за работу в местности с особыми климатическими условиями, начисленных на базовый заработок, установленный Отраслевым соглашением.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров также не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.