Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4468/2023 по иску Давыдкина Павла Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Давыдкина Павла Викторовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения принявшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи Давыдкина П.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Давыдкин П.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Тюменской области (далее также - ОСФР по Тюменской области) о признании незаконным решения N 290299/21 от 22 сентября 2021 года в части отказа в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы:
с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года - в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта 774 отдельного разведывательного батальона (один месяц за полтора месяца службы), с 28 мая 1992 года по 15 февраля 1993 года - в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта Воинской части 40283 в календарном исчислении, с 09 февраля 2009 года по 07 марта 2009 года, с 18 мая 2015 года по 29 мая 2015 года, с 01 июня 2001 года по 30 июня 2001 года, с 22 января 1996 года по 20 февраля 1996 года - нахождение на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, 20 марта 2018 года, 20 марта 2019 года, 17 марта 2020 года - прохождение медицинского осмотра по направлению работодателя с сохранением средней заработной платы в календарном исчислении, с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года - в должности младшего научного сотрудника в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии (Федеральное бюджетное учреждение науки "Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) в календарном исчислении, с 31 декабря 2020 года по 14 сентября 2021 года - период, не исчисленный Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное), на момент обращения в календарном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения - с 14 сентября 2021 года с отсрочкой исполнения на 3 (три) года.
В обоснование требований указано, что 14 сентября 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика в назначении пенсии ему было отказано. Полагает, что спорные периоды не включены в стаж незаконно. Работа врачом в воинской части подтверждается послужным списком, справкой N 205 от 31 мая 2016 года отдела по Тюменскому и Нижнетавдинскому районам Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Тюменской области". На основании Постановления Совета Министров СССР N 321 от 10 апреля 1973 года имеет также право на льготное исчисление пенсии по выслуге лет (один месяц за полтора месяца службы). Действовавшим во время возникновения спорных правоотношений трудовым законодательством предусматривались гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. В случаях с медицинскими работниками работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности. Кроме того, ответчиком необоснованно не зачтены периоды прохождения медицинского осмотра по направлению работодателя и с сохранением средней заработной платы. Полагал, что ответчиком также необоснованно не зачтён период работы с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года в должности младшего научного сотрудника в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии, поскольку согласно справке от 17 февраля 2023 года Федерального бюджетного учреждения науки "Тюменский научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в период работы в НИИ, имея квалификацию врача, он входил в состав комиссии по проведению клинических испытаний новых антигельминтных препаратов в соответствии с НИР института.
Квалификация врача необходима для оценки состояния пациентов при назначении новых препаратов, расчета доз, ведения истории болезни пациентов с инфекционными заболеваниями. Он в указанный период постоянно, в течение полного рабочего дня осуществлял лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения. Поскольку на момент обращения с заявлением об установлении пенсии необходимый стаж его работы с учётом всех спорных периодов составлял более 30 лет, отсрочка в 2021 году составила 3 года, полагал, что имеет право на назначение пенсии с отсрочкой с момента обращения.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года, исковые требования Давыдкина П.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение N 290299/21 от 22 сентября 2021 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в специальных стаж периодов с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года, с 28 мая 1992 года по 15 февраля 1993 года, с 09 февраля 2009 года по 07 марта 2009 года, с 18 мая 2015 года по 29 мая 2015 года, с 01 июня 2001 года по 30 июня 2001 года, с 22 января 1996 года по 20 февраля 1996 года, 20 марта 2018 года, 20 марта 2019 года; 17 марта 2020 года, с 31 декабря 2020 года по 14 сентября 2021 года.
На ОСФР по Тюменской области возложена обязанность включить в специальный стаж Давыдкина П.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта, с 28 мая 1992 года по 15 февраля 1993 года - в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта воинской части, с 09 февраля 2009 года по 07 марта 2009 года, с 18 мая 2015 года по 29 мая 2015 года, с 01 июня 2001 года по 30 июня 2001 года, с 22 января 1996 года по 20 февраля 1996 года - нахождение на курсах повышения квалификации, 20 марта 2018 года, 20 марта 2019 года, 17 марта 2020 года - прохождение медицинского осмотра, период работы с 31 декабря 2020 года по 14 сентября 2021 года в должности врача токсиколога в календарном исчислении.
В кассационной жалобе Давыдкин П.В. ставит вопрос об изменении состоявшихся судебных актов, просит включить в трудовой стаж период работы с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года в должности младшего научного сотрудника в лаборатории клиники и иммунологии биогеминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии в календарном исчислении, зачесть в стаж как год за полтора период работы в Воинской части с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года на основании Постановления Совета Министров СССР N 231 от 10 апреля 1973 года.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 сентября 2021 года Давыдкин П.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика N 290299/21 от 22 сентября 2021 года Давыдкину П.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия права.
Продолжительность стажа медицинской деятельности Давыдкина П.В, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, по расчетам ответчика составил 26 лет 08 месяцев 26 дней.
Не включены в специальный стаж периоды работы:
с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года - в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта воинской части, так как не подтверждена врачебная специализация;
с 28 мая 1992 г. по 15 февраля 1993 года - в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта воинской части, так как не подтверждена врачебная специализация;
с 09 февраля 2009 года по 07 марта 2009 года, с 18 мая 2015 года по 29 мая 2015 года, 20 марта 2018 года, 20 марта 2019 года, 17 марта 2020 года, с 01 июня 2001 года по 30 июня 2001 года (занятость на 0, 25 ставки), с 22 января 1996 года по 20 февраля 1996 года (отсутствует информация об осуществлении медицинской деятельности) - прочие отвлечения.
Также не учтён период работы с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года - в должности младшего научного сотрудника в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии.
Разрешая спор и приходя к выводу о наличии оснований для включения в стаж Давыдкина П.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов службы с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года, с 28 мая 1992 года по 15 февраля 1993 года в календарном исчислении, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем 4 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", дав оценку представленным доказательствам, исходил из того, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов; осуществление в спорные периоды службы лечебной деятельности Давыдкиным П.В. доказан.
Оставляя без удовлетворения требование истца о зачете в льготном исчислении (один месяц за полтора месяца службы) периода службы по специальности с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года, суд первой инстанции исходил из того, что такое исчисление предусмотрено для лиц, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", который не подлежит применению при определении права на пенсию по Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации, прохождения медицинского осмотра, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 187, 214 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что такие периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; невключение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации и профилактических медицинских осмотрах влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Разрешая требование о включении в специальный стаж периода работы истца с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года, и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истцом должность - младший научный сотрудник в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии, не предусмотрена Списком N 781, а также ранее действующим Списком в качестве должности, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии.
Отказывая в удовлетворении требований истца о назначении пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, на момент обращения Давыдкина П.В. в пенсионный орган и момент рассмотрения спора составляет менее 30 лет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда в пределах доводов жалобы истца, согласился с выводами суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода работы истца с 29 марта 1993 года по 13 сентября 1993 года в должности младшего научного сотрудника в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии, а также об отсутствии оснований для льготного исчисления периода службы истца по специальности с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, соглашается с выводами судов, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и
иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
В кассационной жалобе Давыдкин П.В. ссылаясь на Постановление Совета Министров СССР N 231 от 10 апреля 1973 года, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, указывает, что период службы в воинской части с 12 августа 1991 года по 23 марта 1992 года (горная местность) подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что периодическое выполнение им лечебно-диагностической работы, функциональных обязанностей врача, основанием для включения спорных периодов в специальный стаж не является. Указывает, что младший научный сотрудник, кроме научных исследований, проводит весь комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий больным в одном из клинических подразделений отделения по месту своей постоянной работы, самостоятельно ведет медицинскую документацию, участвует в обходах клинических подразделений отдела, повышает свою научную и профессиональную квалификацию, овладевая современными методами и средствами лечения больных, внедряет результаты научных исследований и разработок в практику, оказывает стационарную специализированную медицинскую помощь в соответствии с профилем лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы отделения. Указывает, что из его показаний и показаний свидетеля "данные изъяты" А.Л. следует, что они вели палаты больных с описторхозом в качестве врачей, палаты непосредственно были расположены в стационаре Тюменской больницы N 3 (впоследствии упраздненной).
Указанные доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, которая обоснованно признана несостоятельной с подробным изложением мотивов отклонения. Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и предоставленным доказательствам, нормы права применены верно.
Из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, усматривается, что в разделе "Наименование должностей" предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), осуществляющие врачебную деятельность, средний медицинский персонал, такое наименование должности как научный сотрудник (младший, старший) не предусмотрено, в разделе "Наименование учреждений" не предусмотрено такое наименование учреждений, как научно-исследовательский институт.
Доводы истца о том, что период работы младшим научным сотрудником в лаборатории клиники и иммунологии биогельминтозов в Тюменском НИИ краевой инфекционной патологии подлежит включению в специальный стаж в соответствии со Списком N 464 от 6 сентября 1991 года, являются несостоятельными.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции должность "младший научный сотрудник" не равнозначна должности "врача", а научно-исследовательский институт не относится к санитарно - эпидемиологическим учреждениям, в которых населению на регулярной и постоянной основе оказывается медицинская помощь либо осуществляется лечебная деятельность.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдкина Павла Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.