Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-768/2023 по иску Строковой Нины Анатольевны, Погадаевой Марии Юрьевны, Туркеевой Наталии Алексеевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 о признании незаконными решений об отказе в назначении социального пособия, возложении обязанности назначить социальное пособие, взыскании социального пособия, по кассационной жалобе Погадаевой Марии Юрьевны, Туркеевой Наталии Алексеевны на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 октября 2023 года, по кассационным жалобам Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, Министерства социальной политики Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Строкова Н.А, Погадаева М.Ю, Туркеева Н.А. обратились в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 (далее по тексту - Управление социальной политики N 12) о признании незаконными решений об отказе в назначении социального пособия, возложении обязанности по назначению пособия, взыскании недополученных сумм пособия.
В обоснование исковых требований указано, что Погадаева М.Ю. является вдовой, членом семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты" Состояла с ним в браке, муж умер 09 ноября 2019 года. 29 ноября 2019 года она впервые обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом N 1/50/Ч/1 от 29 ноября 2019 года ответчиком принято решение о назначении ей пособия в размере 3 427 руб. 13 октября 2020 года, 24 декабря 2021 года, 15 декабря 2022 года она также обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколами N 6/305 Ч/1 от 20 октября 2020 года, N 6/378 Ч/1, N 7/8 Ч/2 от 23 декабря 2022 года ответчиком приняты решения об отказе в назначении ей указанного пособия. Основанием для отказа явилось то, что к заявлениям не приложено удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Требуемое удостоверение не было представлено по вине ответчика. 15 сентября 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 06 октября 2022 года принято решение о выдаче ей такого удостоверения, но было выдано ей только 25 января 2023 года. Считает, что ответчик на 15 декабря 2022 года имел в распоряжении документы и сведения, подтверждающие условия выплаты пособия, в связи с чем не может являться основанием для лишения ее возможности получения пособия за 2022 год. Ответчик, требуя предоставления удостоверения в период с 2020 года по 2022 год, незаконно отказывал в назначении пособия.
Строкова Н.А. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и состояла в браке со "данные изъяты", который в период с 19 апреля 1989 года по 22 сентября 1989 года принимал участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в составе в/ч 44332 Уральского военного округа. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было выдано "данные изъяты" Свердловским областным военкоматом 10 декабря 1991 года. Удостоверение было утрачено. 19 ноября 1992 года "данные изъяты" умер. Решением Красногорского районного суда г..Каменска-Уральского Свердловской области от 06 июня 2016 года по гражданскому делу N 2-5/2016 признано право на назначение ей государственной пенсии по случаю потери кормильца на основании установленного факта работы супруга в 30 км зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. 17 ноября 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом N 1/6 от 16 декабря 2022 года ответчиком принято решение об отказе в назначении пособия по причине не предоставления оригинала удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного 10 декабря 1991 года серии А N 759753 ее супругу. В период с 2015 года по 2019 год при обращении за назначением пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ответчик незаконно требовал от нее предоставления удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, либо удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов).
Ответчик обязан был запросить сведения о выдаче удостоверения в военном комиссариате г..Каменска-Уральского в порядке межведомственного информационного взаимодействия. 11 сентября 2015 года, 05 декабря 2016 года, 28 декабря 2017 года, 23 декабря 2019 года она обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением N 9, протоколами N 1/46/ч1 от 13 декабря 2016 года, N 1/52/ч2 от 29 декабря 2017 года, N 1/53 от 09 января 2020 года ответчиком отказано в назначении ей пособия. Считает все принятые ответчиком решения об отказе в назначении пособия незаконными. В 2022 году ответчик сделал запросы и назначил ей пособие за 2022 год.
Туркеева Н.А. является вдовой, членом семьи инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты". Состояла с ним в браке, муж умер 10 октября 2022 года. 20 декабря 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Протоколом N 7/10 Ч/1 от 29 декабря 2022 года ответчиком принято решение об отказе ей в назначении пособия. Основанием отказа является не предоставление удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца. Ответчик ни устно, ни письменно не предлагал ей подать заявление на выдачу удостоверения о праве на меры социальной поддержки. Из-за длительных сроков процедуры выдачи удостоверения она в любом случае не могла предоставить удостоверение до 31 декабря 2022 года, находясь в полной зависимости от той степени заботливости и осмотрительности ответчика, какая от него требовалась по характеру всех необходимых действий и мер, для надлежащего их исполнения.
На основании изложенного просили:
- признать решения от 20 октября 2020 года, N 6/378 от 29 декабря 2021 года, N 7/8 от 23 декабря 2022 года об отказе в назначении Погадаевой М.Ю. пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" незаконными;
- возложить обязанность назначить и выплатить Погадаевой М.Ю. пособие за 2020 год, 2021 год и 2022 год, предусмотренное Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" в размере 3 530 руб, 3 661 руб. и 3 807 руб. соответственно;
- признать решения N 9 от 2015 года, N 1/46/ч1 от 13 декабря 2016 года, N 1/52/ч2 от 29 декабря 2017 года, N 1/53 от 09 января 2020 года об отказе Строковой Н.А. в назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными;
- обязать назначить и выплатить Строковой Н.А. недополученные суммы ежегодного пособия, предусмотренного Законом Свердловской области N 66-ОЗ от 12 июля 2011 года "О пособии членам семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции": за 2015 год в размере 2 921 руб.; за 2016 год в размере 3 038 руб.; за 2017 год в размере 3 160 руб.; за 2019 год в размере 3 427 руб.;
- признать решение от 29 декабря 2022 года об отказе в назначении Туркеевой Н.А. пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" незаконным;
- возложить обязанность назначить с 20 декабря 2022 года Туркеевой Н.А. пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" в размере 3 807 руб. с последующей индексацией.
Определением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 18 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года исковые требования Строковой Н.А, Погадаевой М.Ю, Туркеевой Н.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 октября 2023 года решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Погадаевой М.Ю. о признании решения Управления социальной политики N 12 от 23 декабря 2022 года N 7/8 незаконным, назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2022 год отменено.
Принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным решение Управления социальной политики N 12 от 23 декабря 2022 года N 7/8 об отказе в назначении Погадаевой М.Ю. ежегодного пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
На Управление социальной политики N 12 возложена обязанность назначить и выплатить Погадаевой М.Ю. ежегодное пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2022 год в размере 3 807 руб.
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Строковой Н.А. о признании решений Управления социальной политики N 12 от 13 декабря 2016 года N 1/46/ч1, от 29 декабря 2017 года N 1/52/ч2, от 09 января 2020 года N 1/53 незаконными, назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2016, 2017, 2019 годы отменено.
Принято в указанной части новое решение, которым признаны незаконными решения Управления социальной политики N 12 от 13 декабря 2016 года N 1/46/ч1, от 29 декабря 2017 года N 1/52/ч2, от 09 января 2020 года N 1/53 об отказе в назначении Строковой Н.А. ежегодного пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
На Управление социальной политики N 12 возложена обязанность назначить и выплатить Строковой н.А. ежегодное пособие, предусмотренное Законом Свердловской области от 12.07.2011 N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2016 год в размере 3 038 руб, за 2017 год в размере 3 160 руб, за 2019 года в размере 3 427 руб.
Решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Строковой Н.А. о назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", за 2015 год отменено.
Производство по гражданскому дело по иску Строковой Н.А. к Управлению социальной политики N 12 о назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", за 2015 год прекращено.
В остальной части решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Погадаева М.Ю, Туркеева Н.А. ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность в той части, которой им отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представители Управления социальной политики N 12 и Министерства социальной политики Свердловской области ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 октября 2023 года, ссылаясь на его незаконность в той части, которой исковые требования Погадаевой М.Ю. и Строковой Н.А. были удовлетворены.
От Погадаевой М.Ю. и Строковой Н.А. поступили письменные возражения на кассационные жалобы Управления социальной политики N 12 и Министерства социальной политики Свердловской области, в которых полагают, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Погадаева М.Ю. является вдовой, членом семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты", состояла с ним в браке с 29 июля 1978 года.
"данные изъяты" умер 09 ноября 2019 года.
13 октября 2020 года, 24 декабря 2021 года, 15 декабря 2022 года Погадаева М.Ю. обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Протоколами N 6/305 Ч/1 от 20 октября 2020 года, N 6/378 Ч/1, N 7/8 Ч/2 от 23 декабря 2022 года ответчиком приняты решения об отказе Погадаевой М.Ю. в назначении указанного пособия. Основание для отказа: не представлено удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца.
15 сентября 2022 года Погадаева М.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
06 октября 2022 года распоряжением N 1 ответчика принято решение о выдаче истцу Погадаевой М.Ю. такого удостоверения.
25 января 2023 года удостоверение было выдано истцу Погадаевой М.Ю.
Строкова Н.А. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты", состояла с ним в браке с 23 марта 1983 года.
В период с 19 апреля 1989 года по 22 сентября 1989 года "данные изъяты" принимал участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе в/ч 44332 Уральского военного округа, в 30-км зоне.
10 декабря 1991 года Свердловским областным военкоматом "данные изъяты" было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Удостоверение было утрачено.
"данные изъяты" умер 19 ноября 1992 года.
11 сентября 2015 года, 05 декабря 2016 года, 28 декабря 2017 года, 23 декабря 2019 года Строкова Н.А. обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением N 9, протоколами N 1/46/ч1 от 13 декабря 2016 года, N 1/52/ч2 от 29 декабря 2017 года, N 1/53 от 09 января 2020 года ответчиком отказано в назначении Строковой Н.А. пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы. Причиной отказа явилось не предоставление удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца, либо удостоверения умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов).
17 ноября 2022 года Строкова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Протоколом от 30 ноября 2022 N 1/6 года ответчиком принято решение о продлении срока рассмотрения заявления истца о назначении пособия.
Решением ответчика, принятым в форме протокола от 16 декабря 2022 года N 1/6, истцу Строковой Н.А. назначено пособие члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2015 года по гражданскому делу N 2-1136/2015 исковые требования Строковой Н.А. к Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району, Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение и признании права на назначение и выплату ежегодного пособия оставлены без удовлетворения.
Туркеева Н.А. является вдовой, членом семьи инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты", состояла с ним в браке с 17 июня 1978 года.
"данные изъяты" умер 10 октября 2022 года.
20 декабря 2022 года Туркеева Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Протоколом N 7/10 Ч/1 от 29 декабря 2022 года ответчиком принято решение об отказе Туркеевой Н.А. в назначении пособия. Основание отказа: не предоставление удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца.
06 июня 2023 года истец Туркеева Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Свердловской области от 12 февраля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП, исходил из того, что отсутствуют основания для признания принятых ответчиком в отношении истцов решений незаконными.
Отклоняя доводы Погадаевой М.Ю. о том, что требуемое удостоверение не было представлено по вине ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, утвержденными приказом МЧС России, Минтруда России, Минфина России от 21 апреля 2020 года N 253/207н/73н. Данным Порядком также предусмотрена выдача удостоверений членам семей участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годы. Оснований для установления вины ответчика в длительном неполучении истцом удостоверения не имеется. Предусмотренная законом процедура выдачи удостоверения не зависит от действий ответчика.
Отклоняя доводы Строковой Н.А. о том, что в период с 2015 года по 2019 год ответчик бездействовал, не предпринимал никаких действий по направлению запросов в порядке информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04 декабря 2015 года N 691, суд первой инстанции исходил из того, что такая обязанность появилась только с 10 октября 2022 года после принятия постановления Правительства Свердловской области от 27 сентября 2022 года N 657-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП "Об утверждении перечня документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции".
Отклоняя доводы Туркеевой Н.А. о том, что ответчик не проинформировал истца при обращении 20 декабря 2022 года о необходимости подать заявление о выдаче удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы установленного образца, в связи с чем, бездействие ответчика является виновным, суд первой инстанции исходил из того, что указанные доводы связаны с неверным толкованием норм материального права. Установив, что с заявлением о получении удостоверения Туркеева Н.А. обратилась только 06 июня 2023 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком каких-либо незаконных бездействий не допущено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Погадаевой М.Ю. о признании решения ответчика от 23 декабря 2022 года N 7/8 незаконным, назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" за 2022 год, отменяя решение суда первой инстанции в данной части и удовлетворяя данные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Законом Свердловской области от 12 февраля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП, в редакции после 10 октября 2022 года, исходил из того, что документом, подтверждающим соблюдение условий осуществления выплаты пособия являлось не само удостоверение, а сведения о его выдаче.
Установив, что умерший "данные изъяты" являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением N 003782 от 25 января 2002 года, 15 сентября 2022 года Погадаева М.Ю. обратилась с заявлением о выдаче удостоверения члену семьи умершего участка ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, распоряжением Управления социальной политики N 12 от 06 октября 2022 года N 1 принято решение о выдаче Погадаевой М.Ю. указанного удостоверения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент принятия решения от 23 декабря 2022 года об отказе в назначении пособия ответчик располагал сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством, в связи с чем оснований для отказа в назначении Погадаевой М.Ю. пособия за 2022 год у ответчика не имелось.
Признавая верным вывод суда первой инстанции об отказе в назначении пособия Погадаевой М.Ю. с 2020 по 2021 годы, суд апелляционной инстанции указал, что удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца Погадаевой М.Ю. получено только 25 января 2023 года, соответственно необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия, в период с 2020 по 2021 годы не имелось.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Строковой Н.А. о признании решений ответчика от 13 декабря 2016 года N 1/46/ч1, от 29 декабря 2017 года N 1/52/ч2, от 09 января 2020 года N 1/53 незаконными, назначении и выплате пособия за 2016, 2017, 2019 годы, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и удовлетворяя данные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Законом Свердловской области от 12 февраля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП, в редакции до 10 октября 2022 года и после 10 октября 2022 года, исходил из того, что "данные изъяты" принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 19 апреля 1989 года по 22 сентября 1989 года, что подтверждается справкой войсковой части N 44332 от 11 сентября 1989 года, в связи с чем Строковой Н.А. как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов для получения пособия необходимо было удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов).
Установив, что "данные изъяты" было выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серия А N 759753 от 10 декабря 1991 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 19, 23, 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04 декабря 2015 года N 691, исходил из того, что в период с 2015 по 2019 годы должностному лицу управления социальной политики, ответственному за формирование и направление межведомственного запроса надлежало направить межведомственный запрос о предоставлении копий документов, указанных в подпунктах 1 и 2 части первой пункта 23 Административного регламента и (или) необходимых сведений о них, что не было сделано, а вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги; ответчиком не исполнена обязанность по направлению межведомственного запроса о предоставлении необходимых сведений для оказания Строковой Н.А. государственной услуги по назначению и выплате пособия члену семьи умершего участника ликвидации, пришел к выводу, что решения ответчика N 1/46/ч1 от 13 декабря 2016 года, N 1/52/ч2 от 29 декабря 2017 года, N 1/53 от 09 января 2020 года не могут быть признаны законными и обоснованными.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Строковой Н.А. о назначении и выплате пособия, предусмотренного Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", за 2015 год, отменяя решение суда в данной части и прекращая производство по гражданскому дело, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2015 года по гражданскому делу N 2-1136/2015 Строковой Н.А. отказано в удовлетворении требований о признании права на меры социальной поддержки за 2015 год, установленные Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Туркеевой Н.А, суд апелляционной инстанции исходил из того, что "данные изъяты" являлся инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждается удостоверением N 010158 от 16 февраля 2007 года; Туркеевой Н.А. для получения пособия необходимо было получить удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской АЭС; поскольку за получением удостоверения установленного образца Туркеева Н.А. обратилась только 06 июня 2023 года, то необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия, на дату подачи заявления 20 декабря 2022 года не имелось.
Отклоняя доводы истца Туркеевой Н.А. о том, что отсутствует ее вина, а длительные сроки получения удостоверения не могут быть поставлены в зависимость от получения мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции указал на то, что с заявлением о выдаче удостоверения истец обратилась спустя более пять месяцев после принятия решения об отказе в назначении пособия, где была указана причина отказа в его назначении; на момент принятия решения об отказе в назначения пособия ответчик не обладал сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой инстанции в неотмененной части и выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы Управления социальной политики N 12 и Министерства социальной политики Свердловской области о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о частичном удовлетворении требований в отношении Погадаевой М.Ю, со ссылкой на то, что необходимого документа, а именно удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия у Погадаевой М.Ю. не было, на тот момент имелось только распоряжение N 2 от 21 ноября 2022 года о выдаче удостоверения, которое не является "сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством", сведения о принятом решении о выдаче удостоверения и сведения о выдаче удостоверения не являются идентичными, для назначения пособия необходимы сведения о выдаче удостоверения, а не сведения о принятом решении о выдаче удостоверения, не могут быть приняты во внимания.
Правильно применив Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП, в редакции после 10 октября 2022 года, суд апелляционной инстанции правильно указал, что документом, подтверждающим соблюдение условий осуществления выплаты пособия являлось не само удостоверение, а сведения о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
Поскольку умерший "данные изъяты" являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, а 15 сентября 2022 года Погадаева М.Ю. обратилась с заявлением о выдаче удостоверения члену семьи умершего участка ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и распоряжением Управления социальной политики N 12 от 06 октября 2022 года N 1 было принято решение о выдаче указанного удостоверения, то суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент принятия решения об отказе в назначении от 23 декабря 2022 года пособия ответчик располагал сведениями о выдаче истцу удостоверения, предусмотренного законодательством, в связи с чем оснований для отказа в назначении Погадаевой М.Ю. пособия за 2022 год у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы Управления социальной политики N 12 и Министерства социальной политики Свердловской области о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции в части требований Строковой Н.А, со ссылкой на то, что заявителю необходимо было представить именно удостоверение, Управление не могло запросить само удостоверение даже в рамках межведомственного взаимодействия, в решении Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2015 года по гражданскому делу N 2-1136/2015 указано, что удостоверение участника ликвидации "данные изъяты". последствий аварии на Чернобыльской АЭС является недействующим, оригинал удостоверения должен быть приложен заявителем к заявлению о назначении пособия для подтверждения соблюдения условий осуществления выплаты пособия, оснований для направления запроса не имелось, являются несостоятельными.
В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП, члену умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов для получения пособия необходимо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов).
"данные изъяты" принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период с 19 апреля 1989 года по 22 сентября 1989 года, что подтверждается справкой войсковой части N 44332 от 11 сентября 1989 года, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что Строковой Н.А. как вдове участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов для получения пособия необходимо было удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов) является правильным.
Поскольку "данные изъяты" было выдано удостоверение участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС серия А N 759753 от 10 декабря 1991 года, суд апелляционной инстанции правильно применив пункты 19, 23, 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", утвержденного Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04 декабря 2015 года N 691, сделал верный вывод, что в период с 2015 по 2019 годы должностному лицу управления социальной политики, ответственному за формирование и направление межведомственного запроса, надлежало направить межведомственный запрос о предоставлении копий документов, указанных в подпунктах 1 и 2 части первой пункта 23 Административного регламента и (или) необходимых сведений о них, что не было сделано, а вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с чем решения ответчика N 1/46/ч1 от 13 декабря 2016 года, N 1/52/ч2 от 29 декабря 2017 года, N 1/53 от 09 января 2020 года обоснованно признаны незаконными.
Доводы кассационной жалобы Погадаевой М.Ю, Туркеевой Н.А. о несогласии с выводами судов в части отказа в удовлетворении их требований, со ссылкой на то, что судам первой и апелляционной инстанций исходя из принципа правовой определенности, с учетом установленных обстоятельств дела назначения и выплаты ежегодного пособия Погадаевой М.Ю. в 2019 году на основании того же удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС N 003782 от 25 января 2002 года, выданного на имя "данные изъяты", необходимо было руководствоваться фактом официально признанного ответчиком статуса Погадаевой М.Ю. как члена семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, приобретенных ею на основании этого статуса прав на ежегодное пособие и его выплату в 2019 году; в перечне документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия, отсутствует удостоверение, предусмотренное законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, установленного образца; факт участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения "данные изъяты". был подтвержден при обращении Туркеевой Н.А. к ответчику за пособием, военным билетом и его удостоверением, факт смерти свидетельством о смерти, состояние в браке с Туркеевым В.Г. - свидетельством о браке, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП в редакции, действующих до 10 октября 2022 года, документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации либо временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, срок действия которого не истек (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - официальная справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации);
2) удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца либо удостоверение члена семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы установленного образца, либо удостоверение умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов);
3) документ, подтверждающий факт участия умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения установленного образца (для членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы);
4) свидетельство о смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции;
5) для вдов (вдовцов) - свидетельство о браке, для детей - свидетельство о рождении.
Поскольку удостоверение члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца Погадаевой М.Ю. получено только 25 января 2023 года, соответственно необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия в период с 2020 по 2021 годы не имелось, следовательно, основания для назначения и выплаты пособия за период с 2020 по 2021 годы отсутствуют.
В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19 октября 2011 года N 1407-ПП в редакции, действующей после 10 октября 2022 года, документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
1) документ, подтверждающий факт участия умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, установленного образца (для членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы);
2) свидетельство о смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
3) свидетельство о заключении брака (для вдов, вдовцов), свидетельство о рождении (для детей), выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык.
Документами, подтверждающими соблюдение условий осуществления выплаты пособия, запрашиваемыми в порядке межведомственного информационного взаимодействия территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, являются документы, содержащие сведения:
1) о выдаче удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленного образца, либо удостоверения, предусмотренного законодательством Российской Федерации для членов семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, установленного образца, либо удостоверения умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца (для членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988 - 1990 годов);
2) о государственной регистрации смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалида вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в случае если государственная регистрация смерти производилась на территории Российской Федерации;
3) о государственной регистрации брака с участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции либо инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (для вдов (вдовцов)), рождения ребенка (для детей), в случае если государственная регистрация брака или рождения ребенка производилась на территории Российской Федерации.
"данные изъяты" являлся инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы, что подтверждается удостоверением N 010158 от 16 февраля 2007 года, в связи с чем Туркеевой Н.А. надлежало для получения пособия иметь сведения о получении удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.
Поскольку за получением удостоверения члена семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы установленного образца Туркеева Н.А. обратилась только 06 июня 2023 года, соответственно необходимого документа, подтверждающего соблюдение условий осуществления выплаты пособия, на дату подачи заявления 20 декабря 2022 года не имелось и основания для назначения пособия с декабря 2022 года отсутствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы Погадаевой М.Ю, Туркеевой Н.А, выводы судов в части отказа в удовлетворении их требований основаны на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, правовая оценка которым дана в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 17 июля 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Погадаевой Марии Юрьевны, Туркеевой Наталии Алексеевны, Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12, Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.