Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-337/2023 по иску Шулеповой Натальи Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии, признании права на включение в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов работы, на назначение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Шулеповой Натальи Ивановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шулепова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, после реорганизации - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании недействительным (незаконным) решения от 18 ноября 2022 года 321385/22 об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Пыть-Ях с 18 августа по 30 сентября 2004 года, с 01 по 31 октября 2004 года, с 01 по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля по 14 марта 2005 года, с 03 по 31 марта 2006 года, с 04 по 30 апреля 2006 года, в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости; признании права на включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, вышеуказанных периодов работы, на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 ноября 2022 года; возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости по вышеуказанному основанию с 13 ноября 2022 года; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 200 руб.
Требования мотивированы тем, что 13 ноября 2022 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 18 ноября 2022 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее по тексту также - МПКС). Не были засчитаны в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, спорные периоды работы. Основания для отказа в зачете указанных периодов работы в стаж работы в МПКС в решении не отражены. При этом период работы в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Пыть-Ях с 16 июня 2005 года по 02 августа 2005 года ответчиком включен в стаж работы в МПКС.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2023 года исковые требования Шулеповой Н.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворены.
Признано недействительным (незаконным) решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 ноября 2022 года об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы Шулеповой Н.И. в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации г. Пыть-Ях с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 14 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года; периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Признано за Шулеповой Н.И. право на включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации г. Пыть-Ях с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 14 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года; периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года.
Признано за Шулеповой Н.И. право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 февраля 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 ноября 2022 года.
Возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре назначить Шулеповой Н.И. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 ноября 2022 года.
Взысканы с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Шулеповой Н.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2023 года отменено в части признания недействительным (незаконным) решения об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении периода работы с 01 января по 12 октября 2022 года; признания права на включение периода работы с 1 января по 12 октября 2022 года; признания права на назначение пенсии; возложении обязанности по назначению пенсии с 13 ноября 2022 года.
Принято в указанной части новое решение, которым Шулеповой Н.И. в удовлетворении требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании недействительным (незаконным) решения от 18 ноября 2022 года в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости; признании права на включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года; на назначение страховой пенсии по старости; возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 13 ноября 2022 года, - отказано.
В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шулепова Н.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в признании недействительным (незаконным) решения об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении периода работы с 01 января по 12 октября 2022 года; признании права на включение периода работы с 01 января по 12 октября 2022 года; признании права на назначение пенсии; возложении обязанности по назначению пенсии с 13 ноября 2022 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шулепова Н.И. является матерью троих детей: "данные изъяты", что подтверждается копиями свидетельств о рождении.
13 ноября 2022 года Шулепова Н.И, "данные изъяты" года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 23 июня 1998 года, обратилась в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 ноября 2022 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно решению ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 ноября 2022 года страховой стаж Шулеповой Н.И. на дату подачи заявления составил 30 лет 9 месяцев 13 дней; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МПКС) - 15 лет 07 месяцев 19 дней, с учетом перевода работы в МПКС в работу в районах Крайнего Севера - 11 лет 08 месяцев 29 дней.
При этом пенсионным органом не были включены в стаж работы в МПКС периоды работы истца в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Пыть-Ях с 18 августа по 30 сентября 2004 года, с 01 по 31 октября 2004 года, с 01 по 30 ноября 2004 года, в страховой стаж и стаж работы в МПКС периоды работы с 01 февраля по 14 марта 2005 года, с 03 по 31 марта 2006 года, с 04 по 30 апреля 2006 года; в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года.
Согласно трудовой книжке Шулеповой Н.И, она осуществляла трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации г. Пыть-Ях с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 17 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года; в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" - с 01 августа 2015 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 22, пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, исходил из того, что спорные периоды работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтверждены записями в трудовой книжке; невыполнение работодателями обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию. В связи с этим, суд пришел к выводу, что требования истца о включении в стаж работы для назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Пыть-Ях с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 14 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года, периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года, а также требование о назначении страховой пенсии с 13 ноября 2022 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 200 руб.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда в части удовлетворения требований о возложении на пенсионный орган обязанности по включению в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов работы истца в Комитете по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Пыть-Ях с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 14 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы истца в ООО "КанБайкал" с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года.
Отменяя решение суда в части признания недействительным (незаконным) решения об отказе в установлении пенсии в части отказа во включении периода работы с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании права на включение данного периода работы в страховой и специальный стаж, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 11, 14 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 3, 5, 6, 8.1, 9-11, 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", пунктов 6, 10, 11, 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, пунктов 23, 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 766н, исходил из того, что Шулеповой Н.И. не было предоставлено доказательств того, что в спорный период она работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и что данный период подлежит включению в страховой и специальный стаж; работодателем, который является действующим юридическим лицом, льготный характер работы Шулеповой Н.И. не подтвержден, страховые взносы не перечислялись.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания права на назначение пенсии, возложении обязанности на пенсионный орган назначить Шулеповой Н.И. пенсию со дня обращения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент обращения за назначением пенсии 13 ноября 2022 года у истца отсутствовали необходимые условия для признания за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с учетом включенных судом периодов с 18 августа 2004 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 31 октября 2004 года, с 01 ноября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 14 марта 2005 года, с 03 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, с 04 апреля 2006 года по 30 апреля 2006 года, составляет 16 лет 02 месяца 19 дней, вместо положенных 17 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права и процессуального права и они выразились в следующем.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Судебное постановление суда апелляционной инстанций положениям приведенных норм процессуального закона не соответствует.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года
Согласно части 1 статьи 4 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил (в редакции на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, то есть 13 ноября 2022 года) определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее нормы закона приведены в редакции на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, то есть 13 ноября 2022 года) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Правилам обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 546н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;
г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 18).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 19).
Гражданин имеет право до обращения за назначением пенсии знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (пункт 28).
Таким образом, назначение страховой пенсии осуществляется на основании документов, представленных застрахованным лицом, а также истребованных пенсионным органом, принятию решения о назначении пенсии предшествует определение права на соответствующую пенсию на основании представленных документов, определение размера пенсии и срока ее выплаты.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в стаж работы для назначения досрочной пенсии периодов работы с 01 января 2022 года по 12 октября 2022 года в ООО "КанБайкал", суд апелляционной инстанции исходил из того, что Шулеповой Н.И. не было предоставлено доказательств того, что в спорный период она работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; работодателем, который является действующим юридическим лицом, льготный характер работы Шулеповой Н.И. не подтвержден, страховые взносы не перечислялись.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что согласно трудовой книжке Шулеповой Н.И. она была трудоустроена в ООО "КанБайкал" с 01 августа 2015 года на основании приказа от 31 июля 2015 года, при этом согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 17 ноября 2022 года, представленной представителем ответчика в суде первой инстанции, период работы Шулеповой Н.И. в данном обществе с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2021 года указан с кодом МКС за исключением периодов - 02 июня 2017 года, с 05 ноября 2020 года по 08 ноября 2020 года. Согласно оспариваемому Шулеповой Н.И. решению об отказе в назначении пенсии периоды работы в ООО "КанБайкал" с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2021 года, за исключением периодов 02 июня 2017 года, с 05 ноября 2020 года по 08 ноября 2020 года, зачтены пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представителем ответчика в суд апелляционной инстанции была предоставлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 13 марта 2023 года, в которой отражены сведения о работе Шулеповой Н.И. в ООО "КанБайкал" с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года с кодом МКС за исключением периодов с 25 мая 2022 года по 29 мая 2022 года, 29 сентября 2022 года.
Данная выписка исследовалась в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, вместе с тем мотивы, по которым указанные сведения, отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 13 марта 2023 года, не были приняты при рассмотрении исковых требований Шулеповой Н.И, суд апелляционной инстанции в обжалуемом судебном постановлении не указал.
Суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные указанным пунктом, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с абзацем семнадцатым пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указанные в настоящем пункте сведения о застрахованном лице, подавшем заявление об установлении страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня поступления к страхователю запроса органа Пенсионного фонда Российской Федерации либо обращения застрахованного лица к страхователю в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при наличии сведений о работе Шулеповой Н.И. в ООО "КанБайкал" с 01 августа 2015 года, пенсионный орган, при рассмотрении заявления Шулеповой Н.И. о назначении досрочной страховой пенсии по старости от 13 ноября 2022 года должен был принять меры к истребованию документов о ее работе в данном обществе в 2022 году. Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения пенсионного органа, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, определялся пенсионным органом по данным о работе Шулеповой Н.И. по состоянию на 31 декабря 2021 года.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 года в той части, которой отменено решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2023 года и принято новое решение, которым Шулеповой Н.И. отказано в удовлетворении требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным (незаконным) решения от 18 ноября 2022 года в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в ООО "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости; признании права на включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в ООО "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года, на назначение страховой пенсии по старости; возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 13 ноября 2022 года, нельзя признать законным, оно в указанной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 года в той части, которой отменено решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 января 2023 года и принято новое решение, которым Шулеповой Наталье Ивановне отказано в удовлетворении требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании недействительным (незаконным) решения от 18 ноября 2022 года в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости; признании права на включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в обществе с ограниченной ответственностью "КанБайкал" с 01 января по 12 октября 2022 года, на назначение страховой пенсии по старости; возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 13 ноября 2022 года, - отменить.
В отмененной части дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.