Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3876/2022 по иску Мартынова Евгения Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старотси, по кассационной жалобе Мартынова Евгения Ивановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мартынов Е.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области, ответчик) в котором просил возложить обязанность на пенсионный орган включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года в Государственной противопожарной службе МЧС России по Тюменской области в должности старшего водителя Омутинской пожарной части пожарной службы-26 и период работы водителем пожарного автомобиля 166 пожарной части ОПО-40 УВД Свердлоблисполкома с 20 марта 1994 года по 23 марта 1995 года, назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение.
Исковые требования мотивировал тем, что 03 августа 2021 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (Межрайонное), в Отделение Пенсионного фонда в Омутинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". 20 августа 2021 года решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, с чем истец не согласен.
При повторном обращении истца с заявлением, ему 14 октября 2021 года был дан ответ о том, что указанный стаж будет засчитан в страховой стаж как иной период.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 18 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично: в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости включен период работы Мартынова Евгения Ивановича с 20 марта 1994 года по 23 марта 1995 года.
Дополнительным решением Центрального районного суда города Тюмени от 31 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года в Государственной противопожарной службе МЧС России по Тюменской области в должности старшего водителя Омутинской ПЧ ОГПС-26 и назначении досрочной пенсии по старости с момента возникновения права на ее получение отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года, решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 апреля 2022 года с учетом дополнительного решения Центрального районного суда города Тюмени от 31 августа 2023 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Мартынов Е.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.
С учетом того, что апелляционным определением, судебные акты суда первой инстанции оставлены без изменения, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым проверить состоявшиеся судебные постановления обеих инстанций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Мартынов Е.И, представитель ОСФР по Тюменской области, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мартынов Е.И. 03 августа 2021 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области (Межрайонное) в отделение Пенсионного фонда в Омутинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Пенсионного фонда от 20 августа 2021 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно материалам дела, Мартынов Е.И. в период с 20 марта 1994 года по 23 марта 1995 года работал водителем пожарного автомобиля 40 -ой профессиональной пожарной охраны УПО УВД Свердловского облисполкома (содержался за счет местного бюджета); в период с 11 мая 1995 года по 20 марта 2000 года работа в Омутинской пожарной части ОГПС -26, с 21 августа 2000 года переведен на аттестованную должность и продолжал работать по 31 октября 2008 года Государственной противопожарной службы МЧС России по Тюменской области в должности старшего водителя группы обслуживания пожарной части ОГПС -26.
Разрешая спор и удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы с 20 марта 1994 года по 23 марта 1995 года водителем пожарного автомобиля 166 пожарной части 40 - ой профессиональной пожарной охраны УПО УВД Свердлоблисполкома, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что факт выполнения истцом работы, имеющей льготный характер и выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в указанный период подтвержден представленными доказательствами.
Решение суда в данной части в апелляционном порядке не оспаривалось, предметом апелляционной проверки не являлось.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что этот период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено законом, данный период учтен ответчиком как иной период в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в этот период истец не являлся застрахованным лицом.
В связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, исключительно сотрудники федеральной противопожарной службы, к каковым истец в спорный период не относился, поскольку в спорный период он проходил службу в качестве водителя пожарного автомобиля Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отказе во включении в специальный стаж периода с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года прохождения службы в Государственной противопожарной службе МЧС России по Тюменской области в должности водителя Омутинской пожарной части ОГПС-26 и назначении досрочной пенсии, поскольку они мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не принят во внимание тот факт, что в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, об удовлетворении требований в полном объеме, основаны на неправильном понимании норм материального права.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Указанным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) (код 11442).
Должность "водитель" указанный Список не содержит.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
Установив юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку истец в спорный период с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года проходил службу в качестве водителя пожарного автомобиля ГПС субъекта Российской Федерации, то есть сотрудником федеральной противопожарной службы не являлся, в связи с чем период с 21 августа 2000 года по 31 октября 2008 года прохождения службы в ГПС МЧС России по Тюменской области в должности старшего водителя Омутинской ПЧ ОГПС-26 не подлежит включению в специальный стаж и отсутствуют основания для назначения досрочной пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы истца об обратном не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, основаны на неправильном понимании норм материального права.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 апреля 2022 года с учетом дополнительного решения Центрального районного суда города Тюмени от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартынова Евгения Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.