Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3293/2023 по иску Мокросноп Ирины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения, включении периодов в стаж, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 13 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мокросноп И.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнений просила признать незаконным решение от 06 марта 2023 года N 45585/23 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать включить в страховой стаж периоды работы с 01 января 1991 года по 03 апреля 2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии "Белгород-Днестровске бюро технической инвентаризации" Республики Украина, с 04 апреля 2013 года по 31 октября 2015 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества у Физического лица предпринимателя (ФЛП) "данные изъяты" В.В. Республики Украина, с 22 декабря 2015 года по 23 августа 2017 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии "Белгород-Днестровский райстройхоз" Республики Украина, с 24 августа 2017 года по 29 февраля 2020 года и с 01 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Украина, обязать назначить пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 января 2023 года с учетом справки о заработной плате от 01 июля 2021 года N 364.
Требования мотивированы тем, что 23 января 2023 года она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением N 45585/23 от 06 марта 2023 года в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа по сведениям пенсионного органа составила 07 лет 08 месяцев 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 15, 225. В страховой стаж не были учтены спорные периоды. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украина отсутствует.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 13 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года, исковые требования Мокросноп И.В. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение ОСФР по Челябинской области N 45585/23 от 06 марта 2023 года об отказе Мокросноп И.В. в установлении пенсии. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой стаж Мокросноп И.В. для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 01 января 1991 года по 03 апреля 2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии "Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации" Республики Украина, с 04 апреля 2013 года по 31 октября 2015 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества у ФЛП "данные изъяты" В.В. Республики Украина, с 22 декабря 2015 года по 23 августа 2017 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии "Белгород-Днестровский райстройхоз" Республики Украина, с 24 августа 2017 года по 29 февраля 2020 года, с 01 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя и назначить ей пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 января 2023 года с учетом справки о заработной плате от 01 июля 2021 года N 364.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От истца поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мокросноп И.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась 23 января 2023 года с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Челябинской области N 45585/23 от 06 марта 2023 года Мокросноп И.В. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 11 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18, 6.
Страховой стаж, учтенный пенсионным органом, составил 7 лет 8 месяцев 14 дней (периоды работы с 01 апреля 1983 года по 31 декабря 1985 года, с 01 января 1986 года по 11 февраля 1986 года, с 26 февраля 1986 года по 04 мая 1990 года, с 05 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года), величина ИПК 15, 225. Периоды работы после 1991 года в страховой стаж не включены.
Из трудовой книжки колхозника от 06 мая 1983 года Мокросноп И.В. (ранее Бондаренко) следует, что истец в оспариваемые периоды работала: с 26 февраля 1986 года по 03 апреля 2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии "Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации" Республики Украины, с 04 апреля 2013 года по 31 октября 2015 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества у ФЛП "данные изъяты" В.В. Республики Украина, с 22 декабря 2015 года по 23 августа 2017 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии "Белгород-Днестровский райстройхоз" Республики Украина.
Из архивной справки N 362 от 01 июля 2021 года архивного отдела Белгород-Днестровского городского совета Исполнительного комитета следует, что Мокросноп (Бондаренко) И.В. числилась техником-инвентаризатором с 26 февраля 1986 года по 03 апреля 2013 года.
Из архивных справок N 363, N 364, N 365 от 01 июля 2021 года архивного отдела Белгород-Днестровский городского совета Исполнительного комитета следует, что Мокросноп (Бондаренко) И.В. числилась техником-инвентаризатором Коммунального предприятия Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации г. Белгорода-Днестровского Одесской области Республики Украина с указанием заработной платы за периоды с 1986 года по 1996 год, с 1997 года по 2007 год, с 2008 года по 2013 год. В примечании указано, что со всех сумм осуществлялись отчисления в Пенсионные фонды и во все страховые взносы.
Истцом представлены индивидуальные сведения о застрахованном лице за периоды с 1999 год по 2021 год, сведения о работодателях Коммунальное предприятие "Белгород - Днестровское бюро технической инвентаризации", частное предприятие "Форестер групп", районное специализированное коммунальное предприятие Белгород-Днестровского районного совета "Белгород-Днестровский райстройхоз", о деятельности ФЛП "данные изъяты" В.В. и своей предпринимательской деятельности; в отчетном 2020 году за март, апрель, май уплата взносов не произведена.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что трудовой книжкой, архивными справками подтверждается факт осуществление истцом трудовой деятельности в спорные периоды на территории Республики Украины, в связи с чем пришел к выводу о том, что периоды работы с 01 января 1991 по 03 апреля 2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии "Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации" Республики Украина, с 04 апреля 2013 года по 31 октября 2015 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества у ФЛП "данные изъяты" В.В. Республики Украина, с 22 декабря 2015 года по 23 августа 2017 года в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии "Белгород-Днестровский райстройхоз" Республики Украина, с 24 августа 2017 года по 29 февраля 2020 года, с 01 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя подлежат включению в страховой стаж Мокросноп И.В.
Отклоняя доводы ответчика о том, что страховой стаж после 01 января 1991 года не подлежит включению ввиду отсутствия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что правовой механизм оценки пенсионных прав с учетом уплаченных страховых взносов определен в пенсионном законодательстве с 01 января 2002 года.
Установив, что с учетом периода работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 2001 года и отношения заработка 1, 2 за период работы с 01 января 1997 года по 31 декабря 2001 годы страховой стаж составит 18 лет 8 месяцев 14 дней, ИПК 62, 578, то есть достигнут необходимый по закону показатель для назначения страховой пенсии по старости, суд первой инстанции возложил на ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 23 января 2023 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку, в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украина отсутствует, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Республики Украины, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и к спорным правоотношениям положения Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, не применяется, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вышеуказанное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 01 января 2023 года и таким образом, оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (действовало до 01 января 2023 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому и специальному стажу. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 января 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Указанное Соглашение от 13 марта 1992 года Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Украина с 01 января 2023 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая изложенные нормы, решение вопроса о зачете времени работы на территории Республики Украина после 12 марта 1992 года в страховой стаж истца возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Республики Украина или специального закона.
Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украина в настоящее время не заключен.
Ввиду изложенного, выводы судов о применении к данному спору Соглашения от 13 марта 1992 года прекратившего свое действие с 01 января 2023 года (до обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) сделаны с нарушением норм материального права.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии 01 января 2023 года, то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 прекратило свое действие, иной международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует, то пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Украины, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Утверждение суда апелляционной инстанции о том, что Соглашение от 13 марта 1992 года прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 01 января 2023 года, поэтому оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия, основано на неправильном применении норм материального права, поскольку Федеральный закон от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Стран в области пенсионного обеспечения" не содержит указаний на то, что Соглашение от 13 марта 1992 года продолжает свое действие после денонсации в отношении периодов трудовой деятельности до 01 января 2023 года.
Приходя к выводу о включении спорных периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии, суд первой инстанции не выяснил, подлежат ли включению спорные периоды в страховой стаж и имеется ли у истца право на пенсию по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции допущенные нарушения не выявил и не устранил.
Таким образом, выводы судов о включении спорных периодов в страховой стаж и назначении истцу страховой пенсии не могут быть признаны законными и обоснованными.
С учетом изложенного, судебные постановления подлежат отмене с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и в соответствии с нормами процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Копейского городского суда Челябинской области от 13 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.