Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского городского суда от 31 июля 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения административного истца ФИО1 судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере N рублей. В обоснование заявленных требований указал, что общая продолжительность рассмотрения административного дела N по его иску к ФСИН России об оспаривании решения составила более 5 месяцев, что свидетельствует о нарушении его права на судопроизводство в разумный срок.
Решением Московского городского суда от 31 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе, процессуальный срок на подачу которой восстановлен определением суда от 10 ноября 2023 года, административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обосновании доводов указано, что при рассмотрении административного дела N была допущена волокита; рассмотрение административного дела проводилось без использования системы видеоконференц-связи, в связи с отсутствием технической возможности соединения у районного суда с ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о которой известно административному истцу не было.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", приняв во внимание хронологию рассмотрения административного дела, пришёл к выводу о том, что общий срок рассмотрения административного дела отвечает требованию разумности и не свидетельствует о нарушении права административного истца на судопроизводство в разумный срок.
Судебная коллегия считает позицию суда верной, основанной на правильном определении имеющих значение по делу обстоятельствах и применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 1 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
Статья 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Пунктом 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляется со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что в общую продолжительность судопроизводства по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, делам по экономическим спорам включается период со дня поступления искового заявления, административного искового заявления, протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть 5 статьи 3 Закона о компенсации, пункт 4 части 2 статьи 252 КАС РФ, пункт 4 статьи 222.3, 278 АПК РФ).
Из материалов административного дела N усматривается, что 17 января 2022 года в Замоскворецкий районный суд города Москвы ФИО1 подано административное исковое заявление.
Определением судьи от 17 января 2022 года административное исковое заявление ФИО1 принято к производству суда, проведение досудебной подготовки по делу назначено на 3 февраля 2022 года.
3 февраля 2022 года по делу проведена досудебная подготовка, судебное заседание назначено на 22 февраля 2022 года.
22 февраля 2022 года судебное заседание отложено на 18 марта 2022 года, в связи с отсутствием технической связи с исправительным учреждением.
18 марта 2022 года в суд поступил ответ из исправительного учреждения о невозможности обеспечения проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи с участием ФИО1
18 марта 2022 года судебное заседание отложено на 5 апреля 2022 года, в связи с отсутствием технической связи с исправительным учреждением. В последующем судебное заседание откладывалось на 27 апреля 2022 года, на 26 мая 2022 года по тем же основаниям.
26 мая 2022 года состоялось судебное заседание с использованием систем видеоконференц-связи с участием ФИО1 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
30 мая 2022 года решение изготовлено в окончательной форме, вступило в законную силу 1 июля 2022 года.
Подробно изложив хронологию рассмотрения административного дела, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность судопроизводства по административному делу составила 5 месяцев 14 дней, исчисляемая со дня обращения с исковым заявлением 17 января 2022 года до дня вступления в законную силу решения суда 1 июля 2022 года.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что действия суда признаются достаточными и эффективными, если они осуществляются в целях своевременного рассмотрения дела, в частности, судом эффективно проводилась подготовка дела к судебному разбирательству, осуществлялось руководство ходом судебного заседания в целях создания условий для всестороннего и полного исследования доказательств и выяснения обстоятельств дела, а также из судебного разбирательства устранялось то, что не имело отношения к делу.
С учётом изложенного, исследованию подлежат вопросы, связанные со своевременностью назначения дела к слушанию, проведением судебных заседаний в назначенное время, обоснованностью отложения дела, полнотой осуществления судьей контроля за выполнением работниками аппарата суда своих служебных обязанностей, в том числе по извещению участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, полнотой и своевременностью принятия судьей мер в отношении участников процесса, в частности мер процессуального принуждения, направленных на недопущение их процессуальной недобросовестности и процессуальной волокиты по делу, осуществлением судьей контроля за сроками проведения экспертизы, наложением штрафов, а также мер в отношении других лиц, препятствующих осуществлению правосудия, и т.д.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, с учетом приведенных норм законодательства, на основании анализа производства по административному делу, оценив в соответствии с положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общую продолжительность судопроизводства по административному делу, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что общая продолжительность не является чрезмерной и соответствует требованию разумности, что не свидетельствует о нарушении права административного истца на судопроизводство в разумный срок и не является основанием для присуждения ему соответствующей компенсации.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, находит выводы суда первой инстанции правильными, обоснованными, соответствующими нормам законодательства о присуждении компенсации, и представленным доказательствам.
Судом обоснованно указано, что в ходе рассмотрения административного дела имелось незначительное нарушение процессуального срока рассмотрения дела в районном суде, что само по себе о нарушении разумного срока судопроизводства не свидетельствует. Увеличение общей продолжительности по административному делу было вызвано необходимостью предоставления административному истцу возможности личного участия в судебном заседании.
Кроме того, судом установлено, что неоднократное отложение судебного заседания являлось обоснованным, срок отложения - разумным. Действия районного суда были направлены на предоставление возможности административному истцу личного участия в судебном заседании путём системы видеоконференц-связи, организованной с ФКУ-49 УФСИН России по Республике Коми.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом дана оценка периоду рассмотрения дела в районном суде, которым волокиты при рассмотрении дела не допущено.
При этом учтено, что действия суда отвечали критериям разумности, являлись достаточно эффективными, чрезмерных задержек рассмотрения административного дела не допускалось, продолжительность производства по данному делу не является чрезмерной и соответствует требованию разумности. Каких-либо значимых последствий предполагаемого административным истцом нарушения права на судопроизводство в разумный срок в ходе судебного разбирательства не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, выводов суда не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены законного судебного акта.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям действующего законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права и правильно применены нормы материального права.
Оспариваемое решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм Федерального закона от 30 апреля 2010 года N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и с учётом правовой позиции, высказанной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.