Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Кустова А.В, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-5866/2023 по административному исковому заявлению ООО "МОСКВА-СОКОЛ" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговый период 2023 года, по апелляционной жалобе ООО "МОСКВА-СОКОЛ" на решение Московского городского суда от 23 октября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление частично.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, пояснения представителя административного истца Волчковой Н.О, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Ладугиной Е.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, полагавшего, что решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2022 N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 6 декабря 2022 года.
В Перечень на 2023 год включены:
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 52, 4 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3 474, 1 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес"
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 459, 8 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 586, 9 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 585, 2 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 919, 2 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес".
ООО "МОСКВА-СОКОЛ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими указанные выше пункты Перечня на 2023 год, указав, что является собственником спорных зданий.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, однозначно не предусматривают возможности размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Определением Московского городского суда от 23 октября 20223 года прекращено производство по настоящему делу в части требований ООО "Москва-Сокол" о признании недействующими пунктов N Перечня на 2023 год. Определение не было обжаловано сторонами и вступило в законную силу.
Решением Московского городского суда от 23 октября 2023 года административные исковые требования ООО "МОСКВА-СОКОЛ" удовлетворены частично. Признан недействующим с 1 января 2023 года пункт N Приложения N1 Перечня на 2023 год.
В удовлетворении остальной части административного иска ООО "МОСКВА-СОКОЛ" отказано.
С Правительства Москвы в ООО "МОСКВА-СОКОЛ" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе ООО "МОСКВА-СОКОЛ" поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме со ссылкой на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование доводов жалобы указано, что вопреки выводам суда, представленные в материалы дела акты Госинспекции от 12 августа 2021 года N, от 23 декабря 2022 года N и N составлены с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок N257-ПП), в Актах недостоверно указано, что они составлены с доступом в здание, внешний вид фасадов зданий, вывески на дверях помещений в зданиях, отраженные в приложенных к Актам фотографиях, достоверно не свидетельствуют о фактическом использовании административным истцом для размещения в них офисов, объектов торговли, общественного питания на площади, составляющей не менее 20% от общей площади зданий, поскольку у сотрудников Госинспекции не было доступа ко всем помещениям в здании, ими должен был быть составлен протокол.
Податель жалобы полагает, что представленные административным истцом в обоснование своей позиции договоры аренды помещений, а также Акт Госинспекции от 29 сентября 2023 года, согласно выводам которого здание с кадастровым номером N не используется в целях ст. 378.2 НК РФ позволяют сделать вывод об использовании менее 20% от общей площади зданий в целях ст. 378.2 НК РФ.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы поданы возражения, в которых указано на несостоятельность ее доводов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником зданий и плательщиком налога на имущество организаций, обратился в Московский городской суд с иском о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговый период 2023 года.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку оспариваемый в части нормативный акт в соответствующий налоговый период применялся к административному истцу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "МОСКВА-СОКОЛ" обладает правом на обращение с административным иском в суд.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствующей редакции уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещён на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия.
В указанной части решение суда не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2017 года), предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником:
- нежилого одноэтажного кирпичного здания, 1953 года постройки, с кадастровым номером N, общей площадью 52, 4 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого двухэтажного кирпичного здания 1949 года постройки, с кадастровым номером N, общей площадью 3 474, 1 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого двухэтажного кирпичного здания с кадастровым номером N, 1961 года постройки, общей площадью 459, 8 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого одноэтажного кирпичного здания 1962 года постройки, с кадастровым номером N, общей площадью 1 586, 9 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого трехэтажного кирпичного здания 1956 года постройки, с кадастровым номером N, общей площадью 585, 2 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого четырехэтажного кирпичного здания 1960 года постройки, с кадастровым номером N, общей площадью 1 919, 2 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес".
Судом установлено, что все здания включены в оспариваемую редакцию Перечня исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, кроме того, здания с кадастровыми номерами N включены также исходя из критерия их фактического использования в целях статьи 378.2 НК РФ, исходя из составленных в отношении данных зданий актов Госинспекции, составленных до начала налогового периода.
Из ответа ППК "Роскадастр" на запрос суда первой инстанции следует, что согласно сведениям, содержащимся в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), по состоянию на 1 января 2023 года установлена связь спорных нежилых зданий с земельными участками с кадастровыми номерами N и N, которые по состоянию на 1 января 2023 года имели смешанный (множественный) вид разрешенного использования - "Проведение научных исследований. Размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые) (3.9.2); Деловое управление. Размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1); Тяжелая промышленность. Размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, а также изготовления и ремонта продукции судостроения, авиастроения, вагоностроения, машиностроения, станкостроения, а также другие подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования (6.2); Автомобилестроительная промышленность.
Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства транспортных средств и оборудования, производства автомобилей, производства автомобильных кузовов, производства прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта, производства частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей (6.2.1); Легкая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для текстильной, фарфоро-фаянсовой, электронной промышленности (6.3); Фармацевтическая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для фармацевтического производства, в том числе объектов, в отношении которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон (6.3.1); Пищевая промышленность. Размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий (6.4); Нефтехимическая промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия (6.5); Строительная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного, газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции (6.6); Энергетика.
Размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1 (6.7); Связь. Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3 (6.8); Целлюлозно-бумажная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для целлюлозно-бумажного производства, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации (6.11)".
Указанные виды разрешенного использования установлены на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 03.09.2021 N38313 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N" выпущенному в рамках решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 21.01.2021 N2 (п. 28).
Земельный участок с кадастровым номером N образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с сохранением его в измененных границах и предоставлен административному истцу в пользование на основании договора аренды от 8 апреля 2022 года N сроком до 11 марта 2071 года для эксплуатации нежилых зданий и помещений в нежилом здании в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
Проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, сопоставив их с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для участков установлено несколько видов разрешенного использования, при этом некоторые из них не отвечают требованиям положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Данное обстоятельство, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", требует установления предназначения и (или) фактического использования спорных зданий в целях статьи 378.2 НК РФ для оценки правомерности их включения в оспариваемую редакцию Перечня.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в отношении спорных зданий Госинспекцией были составлены Акты обследования:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 26 декабря 2022 года, составленный в плановом порядке с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов на 93, 8 % от общей площади здания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица, на которой запечатлен фасад здания с вывеской "кофейня" и помещение кофейни внутри здания;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 12 августа 2021 года, составленный в плановом порядке с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания на 100 % от общей площади здания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица фасада здания и помещений в нем, содержащих таблички с указанием на расположение организаций в здании, в частности сервисного центра " "данные изъяты" компании "данные изъяты"; Акт N/ОФИ от 29 сентября 2023 года, составленный с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания на 21, 31 % от общей площади здания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фото-таблица фасада здания и помещений в нем;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 26 декабря 2022 года, составленный в плановом порядке с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания на 100 % от общей площади здания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица, на которой запечатлен фасад здания, с вывесками на нем, указывающими на расположение в здании автосервиса и автомойки "данные изъяты"", а также запечатлены помещения 1 этажа здания;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 26 декабря 2022 года, составленный в плановом порядке с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания бытового обслуживания на 61, 86 % от общей площади здания, вывод сделан на основании сведений ЕГРН и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица, на которой запечатлен фасад здания, с вывесками на нем, указывающими на расположение в здании организаций и, а также запечатлены помещения в здании, в частности магазин "данные изъяты", бар "данные изъяты" офиса "данные изъяты" Компании " "данные изъяты", компании "данные изъяты"
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 14 августа 2018 года, составленный в плановом порядке с доступом в нежилое здание, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания бытового обслуживания на 100 % от общей площади здания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица, на которой запечатлен фасад здания, с вывесками на нем, указывающими на расположение в здании организаций и магазина продуктов; Акт N от 29 сентября 2023 года, составленный с доступом в нежилое здание, согласно которому здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания бытового обслуживания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фототаблица, на которой запечатлен фасад здания и помещения в здании.
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером N - Акт N от 1 октября 2021 года, составленный с доступом в нежилое здание, согласно которому здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания бытового обслуживания, вывод сделан на основании поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, к Акту приложена фото-таблица, на которой запечатлен фасад здания и помещения в здании.
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, касающиеся нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 586, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", указал, что Актом N от 1 октября 2021 года, составленным в отношении указанного здания, и экспликацией на здание подтверждено, что в нем отсутствуют помещения, имеющие назначение, подпадающее под признаки, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (офис, торговые, общественное питание, бытовое обслуживание) и пришел к обоснованному выводу, что Правительством Москвы не представлено допустимых и относимых доказательств, которые бы подтверждали соответствие названного объекта требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы со ссылками на нормы материального права и правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, расположение объектов торговли, бытового обслуживания и офисов помимо указанных выше актов фактического использования зданий объективно подтверждены представленными административным ответчиком выписками из информационной системы АИС ОПН, оснований не согласится с данными выводами суд апелляционной инстанции не усматривает.
Также по мнению судебной коллегии не имеется оснований для отмены состоявшегося по делу решения в части нежилых зданий с кадастровыми номерами N по доводам апелляционной жалобы административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части исключения из Перечня на 2023 год указанных зданий суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Акты обследования N от 12 августа 2021 года, N от 12 августа 2021 года, N от 26 декабря 2022 года, N от 26 декабря 2022 года и N от 14 августа 2018 года являются допустимым, относимым и достоверным доказательством с необходимостью подтверждающим фактическое использование зданий в юридически значимый период для целей статьи 378.2 НК РФ.
Указанные акты составлены уполномоченными лицами, с соблюдением требований, установленных Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", с доступом в здание, содержит подробное описание помещений в здании с привязкой к техническому паспорту и данным визуального осмотра, подкрепленных фото-таблицей, являющейся неотъемлемым приложением к акту. Оснований не согласится с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Госинспекция по недвижимости при проведении мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий, руководствовалась положениями статьи 378.2 НК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (далее - Положение о Госинспекции по недвижимости), а также Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.
В соответствии с п. 3.5 Приложения N 1 к Постановлению 14.04.2014 N 257-ПП по результатам проведения контрольных мероприятий в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанных мероприятий составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения (далее - Акт).
Указанные Акты были надлежащим образом составлены и подписаны проверяющими. Заключение в резолютивной части акта о размере, площадей, используемых в целях статьи 378.2 НК РФ подготовлено в соответствии с Порядком и Методикой определения вида фактического использования объектов недвижимости целей налогообложения (приложение N 1 к Порядку), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП.
Акты от 23 декабря 2022 год N, N и N также признаны соответствующими требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном определении от 16 февраля 2023 года по апелляционному производству N 66а-305/2023.
Также вопреки позиции административного истца, действующее правовое регулирование не связывает возможность включения здания в Перечень при установлении его фактического использования для целей статьи 378.2 НК РФ с необходимостью фотофиксации каждого помещения в здании.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка, в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, вправе обратиться в целях повторного проведения мероприятия в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором проведено мероприятие по определению вида фактического использования, в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.
Между тем, такого заявления от административного истца в уполномоченный орган не поступало.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что достаточной совокупностью допустимых, достоверных и относимых доказательств установлен факт достоверности сведений Актов N от 12 августа 2021 года, N от 12 августа 2021 года, N от 26 декабря 2022 года, N от 26 декабря 2022 года и N от 14 августа 2018 года, составленных с доступом в здания, об использовании более 20% общей площади зданий в целях статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований и исключения зданий с кадастровыми номерами N из перечня на 2023 год у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, выводы акта от 12 августа 2021 года N также подтверждаются актом от 29 сентября 2023 года N, составленным в период действия оспариваемой редакции Перечня, согласно выводам которого здание с кадастровым номером N фактически на 21, 31% используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также сведениями из реестра торговых объектов, согласно которым в указанном здании расположены объекты торговли.
Выводы актов от 26 декабря 2022 года N и N подтверждаются сведениями из реестра торговых объектов, согласно которым в зданиях с кадастровыми номерами N размещены торговые объекты.
При этом согласно экспликации на здание с кадастровым номером N более 20% его площади составляют помещения с назначением "торговые".
То обстоятельство, что административным истцом предоставлены договоры о сдаче помещений в зданиях в аренду в юридически значимые периоды менее чем на 20% от общей площади зданий, не свидетельствует о том, что административный ответчик не доказал обоснованность включения спорных зданий в Перечень, поскольку неиспользование потенциально доходного имущества в соответствии с его назначением не может освобождать налогоплательщика от бремени содержания этого имущества, в том числе связанного с уплатой налогов и сборов.
Оснований полагать, что спорные здания включены в оспариваемые пункты Перечней исключительно исходя из того, что они расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, при отсутствии иных критериев для включения в оспариваемые перечни, не имеется.
Представленный в материалы дела акт N от 29 сентября 2023 года, согласно которому здание с кадастровым номером N для целей 378.2 НК РФ не используется, составлен в середине налогового периода и не может подтверждать неиспользование здания в целях размещения офисов на начало налогового периода 2023 года.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 194, 214, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "МОСКВА-СОКОЛ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.