Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Тумановой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-0348/2023 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Грандхаус" на решение Московского городского суда от 23 ноября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Грандхаус" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Михайлова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Грандхаус" (далее - ООО "Грандхаус") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило об установлении по состоянию на 1 января 2021 года кадастровой стоимости в размере рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 151 080 409 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 2 701 099 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 4 324 688 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 3 778 611 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 2 179 965 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 43 805 342 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 5 445 704 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 9 667 286 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 3 799 217 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 1 662 910 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 2 004 811 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 3 175 053 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 5 465 241 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 5 963 438 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 6 550 707 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 17 870 676 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 6 305 339 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 15 333 062 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 16 946 354 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 18 830 791 рублей;
с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в размере 18 246 479 рублей.
В обоснование требований общество указало на нарушение его прав как плательщика налога на имущество, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО Консалтинг групп "Праймаудит" "данные изъяты" от 21 февраля 2022 года.
Решением Московского городского суда от 23 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Грандхаус" отказано. С ООО "Грандхаус" в пользу Департамента городского имущества города Москвы взысканы судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 618 295 рублей 68 копеек.
В апелляционной жалобе ООО "Грандхаус" просит решение суда изменить, назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно исследованию ООО "Альфа-Экспертиза" положенное в основу решения суда экспертное заключение "данные изъяты" от 30 июня 2023 года является некорректным, выполненным с нарушениями законодательства в области судебно-экспертной и оценочной деятельности, допущенные несоответствия существенно влияют на итоговую величину рыночной стоимости объектов исследования, в связи с чем заключение не может быть принято в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости объектов экспертизы. Экспертом неверно определены класс офисного здания, в котором расположены исследуемые нежилые помещения, ставка капитализации для объектов исследования, корректировка на назначение, на класс здания в отношении объектов исследования с кадастровыми номерами N в рамках сравнительного подхода, не применена корректировка на наличие витринных окон у объектов-аналогов в отношении объектов исследования с кадастровым номером N в рамках сравнительного подхода, не проанализированы фактические данные для объектов исследования при определении рыночной стоимости объектов исследования в рамках доходного подхода. Считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ООО "Грандхаус" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 6 сентября 2018 года, от 17 ноября 2021 года N)
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 и по состоянию на 1 января 2021 года составляет:
нежилого помещения с кадастровым номером N - 222 609 429 рублей 49 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 546 062 рубля 38 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 496 861 рубль 17 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 879 839 рублей 83 копейки (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 837 061 рубль 26 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 63 827 227 рублей 29 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 7 197 658 рублей 47 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 13 492 348 рублей 99 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 903 212 рублей 59 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 103 854 рубля 24 копейки (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 630 727 рублей 75 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 092 382 рубля 13 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 7 220 448 рублей 17 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 7 800 055 рублей 29 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 8 579 826 рублей 97 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 23 942 110 рублей 19 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 8 196 195 рублей 25 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 20 734 229 рублей 40 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N- 22 749 256 рублей 16 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 25 173 128 рублей 25 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N);
нежилого помещения с кадастровым номером N - 24 384 477 рублей 45 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2022 года N).
Сведения об утвержденной кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2022 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО Консалтинг групп "Праймаудит" N от 21 февраля 2022 года, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года составляет:
нежилого помещения с кадастровым номером N - 151 080 409 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 701 099 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 324 688 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 778 611 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 179 965 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 43 805 342 рубля;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 445 704 рубля;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 9 667 286 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 799 217 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 1 662 910 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 2 004 811 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 175 053 рубля;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 465 241 рубль;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 963 438 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 6 550 707 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 17 870 676 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 6 305 339 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 15 333 062 рубля;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 16 946 354 рубля;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 18 830 791 рубль;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 18 246 479 рублей.
В связи с наличием возражений Департамента городского имущества города Москвы против принятия в качестве допустимого доказательства приведенного выше отчета и по его ходатайству по административному делу судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствует ли отчет об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года.
Заключением эксперта ФБУ "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" N от 30 июня 2023 года было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года:
нежилого помещения с кадастровым номером N - 328 605 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 5 168 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 8 243 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 7 261 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 4 075 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 100 193 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 10 432 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 19 517 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 7 298 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 150 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 3 996 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 6 020 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 10 467 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 11 364 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 12 578 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 35 951 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 11 980 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 30 843 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 34 046 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 37 923 000 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N - 36 658 000 рублей.
Суд первой инстанции обоснованно расценил названное заключение как соответствующее действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, которое основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ от затратного подхода обоснован. В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в г. Москве, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования. В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Установив, что определенный экспертом в экспертизе размер рыночной стоимости объектов недвижимости превышает размер кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении административных исковых требований ООО "Грандхаус", поскольку в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации правовое положение налогоплательщика при разрешении спора, возбужденного в целях улучшения налогового статуса административного истца, не может быть ухудшено, следовательно, установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости отвечает интересам административного истца, осуществляющего уплату налоговых платежей исходя из ее размера.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет соответствующее образование, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
На возражения административного истца эксперт представил письменные пояснения, оснований полагать их не соответствующими установленным требованиям не усматривается.
Мнение эксперта должным образом мотивировано, основано на приложенных к заключению материалах, данных о неверности произведенных расчетов и корректировок, существенно повлиявших на итоговый результат, не представлено.
Утверждение о неверном определении класса объекта исследования не содержит конкретных данных о соответствии характеристик здания определенному классу, основано исключительно на информации сайта Cushman&Wakefield, в то время как определение класса здания, подбор сопоставимых объектов-аналогов осуществляется экспертом исходя из конкретных характеристик в соответствии с примененной им методики оценки.
Данных указывающих на то, что ставка капитализации и корректировка на функциональное назначение должны определяться исходя из среднего значения между офисными и торговыми объектами должным образом не мотивировано. Определение экспертом данных величин исходя из отнесения объектов к числу торговых должным образом мотивировано и обусловлено их расположением в торговой галерее.
Отсутствие корректировки на наличие витринных окон у объектов-аналогов связано с отсутствием возможности их использования для демонстрации товаров/услуг, что является обоснованным.
Ссылки на то, что эксперт должен был проанализировать и использовать в расчетах в рамках доходного подхода действующие договора аренды, сведения о фактических размерах арендных ставок, подлежат отклонению. Данных, указывающих на то, что использование условий действующих договоров могло существенным образом повлиять на итоговый результат, не имеется.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о наличии в нем противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли. Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
В связи с этим судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о назначении повторной судебной экспертизы, поскольку им, вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не было представлено доказательств, обосновывающих недостоверность изложенных в заключении выводов эксперта.
При таком положении, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грандхаус" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.