Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при помощнике судьи Борковской А.Б, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-82/2023 по апелляционной жалобе потребительского общества "Луч" на решение Курского областного суда от 15 ноября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления потребительского общества "Луч" о признании недействующими пункта N Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 24 декабря 2021 года N 01.01-17/1269, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного решением Министерства имущества Курской области от 27 декабря 2022 года N 01.01-17/1046.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителей административного истца Воробьева В.В, Арыковой О.И, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24 декабря 2021 года N 01.01-17/1269 утвержден Перечень объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области: http://www.imkursk.ru, 27 декабря 2021 года.
Постановлением Губернатора Курской области от 19 сентября 2022 года N 261-пг "Об утверждении структуры исполнительных органов Курской области" комитет по управлению имуществом Курской области переименован в Министерство имущества Курской области, который является правопреемником по всем обязательствам предыдущего исполнительного органа Курской области.
27 декабря 2022 года Министерством имущества Курской области принято решение N 01.01-17/1046 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Министерства имущества Курской области: http://www.imkursk.ru, 30 декабря 2022 года.
Под пунктом N в Перечень на 2022 год, под пунктом N в Перечень на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес"
Потребительское общество "Луч" (далее - ПО "Луч"), являющееся собственником указанного нежилого здания, обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных положений, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что предусмотренный ими объект недвижимости не обладает поименованными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые положения противоречат действующему законодательству и нарушают права общества, поскольку влекут незаконное увеличение размера налога на имущество организации.
Решением Курского областного суда от 15 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ПО "Луч" отказано.
В апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе ПО "Луч" просит решение суда отменить. Указывает на то, что Министерством имущества Курской области не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимым для включения его в Перечень. Орган местного самоуправления при формировании Перечней характер фактического использования здания не устанавливал, административный истец уведомлений о проведении проверки не получал. Согласно акту обследования фактического использования здания от 18 августа 2022 года, содержащему фотографии объекта, нежилое здание фактически не используется по назначению, доступ в помещение посторонних лиц отсутствует, требуется ремонт здания, отсутствуют инженерные коммуникации (водопровод, коммуникация, отопление, освещение). Указывает, что объект не мог быть включен в Перечень исключительно по данным технической документации, а также исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, поскольку здание имеет иное назначение и фактическую эксплуатацию, следовательно, возложение повышенной налоговой нагрузки на административного истца без экономических оснований не оправдано в конституционно-правовом отношении, не соответствует принципам равенства и справедливости налогообложения, не позволяет применить при расчете налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости объекта налогообложения.
От прокуратуры Курской области, Министерства имущества Курской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ПО "Луч", согласно которым решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 3.58, 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25 июня 2007 года N 286, постановлением администрации Курской области от23 января 2018 года N 38-па, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, приняты уполномоченными органами в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.imkursk.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Курской области от 26 ноября 2003 года N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Таким образом, нежилое здание может быть включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, по критерию его предназначения в соответствии с технической документацией, сведениями ЕГРН, а также по критерию его фактического использования. При этом каждый из названных критериев является самостоятельным и достаточным основанием для включения объекта в перечень.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ПО "Луч" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на начало налоговых периодов 2022, 2023 годов указанный объект располагался в границах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности административного истца, с видом разрешенного использования - "данные изъяты".
Установленный вид разрешенного использования согласно пункту 1.2.5 классификации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", коду 4.4 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", коду 4.4 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, однозначно предполагает размещение на нем торгового объекта, не позволяет его использование под эксплуатацию иных объектов, не предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, является основанием для включения расположенного на нем здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Изменение в ноябре 2023 года вида разрешенного использования земельного участка на "объекты культурно-досуговой деятельности" не может служить основанием для признания выводов суда неправильными, поскольку правовое значение имеет вид разрешенного использования, установленный на момент формирования Перечня, начало налогового периода.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание имеет наименование - "данные изъяты". Из технического паспорта на здание, составленного Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 1 марта 2010 года, усматривается, что указанный объект имеет назначение - "данные изъяты", при этом помещения с наименованием "торговый зал" составляют более 20 % площади здания ("данные изъяты" и "данные изъяты" кв. м). Изменения в указанную техническую документацию относительно наименования, назначения, состава, площади не вносились.
Названные обстоятельства суд расценил как подтверждающие назначение, разрешенное использование (наименование) более 20 процентов общей площади здания под размещение торговых объектов, что позволяет сделать вывод о предназначении данного здания в целом для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и может служить самостоятельным основанием для включения указанного здания в оспариваемые Перечни.
Обследование нежилого здания для определения вида его фактического использования на начало спорных налоговых периодов уполномоченным органом не проводилось. Вместе с тем, данное обстоятельство не указывает на незаконность включения объекта в Перечни на 2022, 2023 годы, поскольку он отнесен к объектам налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по иным критериям.
Доводы административного истца о том, что обоснованность отнесения нежилых помещений к числу объектов налогообложения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе к объектам торговли, может быть установлена только на основании актов об определении вида их фактического использования, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев может служить самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень.
Ссылка представителей административного истца на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П также не свидетельствует о наличии основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку вид разрешенного использования земельного участка является однозначно определенным и не носит смешанного, множественного характера.
Актом обследования фактического использования здания от 18 августа 2022 года установлено, что нежилое здание фактически не используется по назначению, доступ в помещение посторонних лиц отсутствует, требуется ремонт здания, отсутствуют инженерные коммуникации (водопровод, коммуникация, отопление, освещение).
Вместе с тем, данное обстоятельство в силу приведенных выше правовых положений, не указывает на незаконность оспариваемых административным истцом положений.
Как правильно указано судом, Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что имущественные налоги основываются на потенциальной доходности конкретного вида недвижимого имущества исходя из юридически допускаемой возможности наиболее рационального его использования в условиях обычной деловой обстановки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года N 374-О), реальная (фактическая) доходность объекта недвижимости, отраженная в конкретном налоговом периоде, не имеет правового значения, по крайней мере в тех случаях, когда невозможность извлекать доход была связана с действиями самого налогоплательщика, а не вызвана исключительно противоправными действиями третьих лиц или обстоятельствами непреодолимой силы. Это согласуется и с тем фактом, что экономическая, в частности предпринимательская, деятельность может быть сопряжена с рисками (в том числе и неполучения ожидаемого дохода), требующими проявления разумной осмотрительности при выборе контрагента и вступлении в гражданские правоотношения (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2021 года N 2645-О).
Оценив представленные в материалы дела сведения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N обоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022, 2023 годы как расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение торговых объектов, а также имеющим согласно технической документации помещения с наименованием, предполагающим их использование под торговые объекты, более 20 % площади объекта.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Курского областного суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского общества "Луч" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.