Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Борисовой О.В. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пешковского сельского поселения Азовского района Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного судаот 26 июня 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пешковского сельского поселения Азовского района Ростовской области об обязании создать маневренный жилищный фонд.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, объяснение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6 возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Азовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Пешковского сельского поселения Азовского района Ростовской области (далее - Пешковское СП), выразившееся в непринятии мер по созданию специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда.
В обоснование административного иска указано, что 15 ноября 2022 г. в адрес администрации Пешковского СП административным истцом направлен запрос о предоставлении информации о наличии маневренного жилищного фонда. Из ответа администрации Пешковского СП следует, что маневренный жилищный фонд отсутствует, меры по его созданию не принимаются в связи с отсутствием финансирования.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного судаот 26 июня 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено признать незаконным бездействие администрации Пешковского СП, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда для предоставления жилых помещений гражданам; обязать администрацию Пешковского СП создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе администрация Пешковского СП ставит вопрос об отмене состоявшихся по административному делу судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Азовская межрайонная прокуратура в своих возражениях относительно кассационной жалобы выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить состоявшиеся по административному делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО2 просил постановленные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального законаот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской областиот 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" (далее - Закон РО N 436-ЗС) помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Законом N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), 7-8, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 27, 31, 32, 33.1-34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно положениям частей 1, 9 статьи 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду устанавливают Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные в соответствии со статьями 92 и 100 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому административному спору - к компетенции администрации Пешковского СП в соответствии с приведенными выше положениями части 1.1 статьи 12 Закона РО N 436-ЗС.
Как установлено судами, маневренный жилищный фонд отсутствует, меры по его созданию администрацией Пешковского сельского поселения не принимаются.
Суды пришли к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к администрации Пешковского СП, поскольку непринятие мер по созданию маневренного жилищного фонда нарушает гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилье.
При установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, вопреки повторно приведенным кассатором доводам, которым судами дана надлежащая оценка, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопрос отсутствия финансирования был предметом подробного обсуждения судов первой и апелляционной инстанций, сделанные по результатам анализа представленных письменных доказательств выводы судов не опровергнуты доводами жалобы.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 16 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 июня 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения Азовского городского суда Ростовской областиот 16 февраля 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26 июня 2023 г. по административному делу N 2а-436/2023 - возобновить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
О.В. Борисова
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.