Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года по административному делу по административному иску ФИО3 к администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным постановления N 329-п от 08 февраля 2023 года, и обязании совершить определённые действия
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
на основании решения Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета N 291 от 31 июля 2001 года ФИО3, составом семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО9, поставлена на квартирный учёт и включена в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением исполнительного комитета городского Совета от 10 февраля 2009 года N 187 внесены изменения в учётное дело N 250 ФИО3, в части изменения фамилии дочери с " ФИО16" на " ФИО17", в связи со вступлением её в брак, а также включён в состав семьи квартирного учёта внук ФИО15 Состав семьи квартирного учёта 3 человека
Постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым N 329-п от 8 февраля 2023 года семья ФИО3, учётное дело N 250 в составе три человека: дочь ФИО14 и внук ФИО15 сняты с квартирного учёта депортированных граждан на основании статьи 35 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК "О регулировании некоторых вопросов области жилищных отношений в Республике Крым", в связи с утратой оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали ей право быть принятой на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Вопрос о снятии граждан с отдельного квартирного учёта депортированных граждан был рассмотрен на заседании межведомственной жилищной комиссии, при этом основанием для снятия семьи ФИО3 с квартирного учёта послужило наличие в собственности ее дочери ФИО14 с 25 января 2017 года жилого помещения, площадью 245, 2 кв. метров.
Считая свои права нарушенными ФИО3 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Евпатории Республики Крым N 329-п от 8 февраля 2023 года, и возложить на администрацию г. Евпатория Республики Крым обязанность восстановить ее на квартирном учете.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года административный иск ФИО3 оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца ФИО3 без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 декабря 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 19 января 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФИО3, составом семьи из двух человек, в том числе дочь ФИО14 (до брака ФИО16), будучи постоянно зарегистрированными и проживающими по адресу: "адрес" с 2001 года поставлены на квартирный учёт и включены в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С 2009 года состав семьи ФИО3 изменен, на учет также поставлен ее внук ФИО15
5 декабря 2017 года между администрацией г. Евпатории Республики Крым и ФИО3 заключён договор социального найма жилого помещения N в отношении комнаты, общей площадью 24, 2 кв. метров, жилой площадью 17, 8 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес", ком. 423.
Судами также установлено, что в собственности ФИО14 с 25 января 2017 года находится жилое помещение, площадью 245, 2 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес", на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ N, выданного 3 мая 2012 года Отделом Госкомзема г. Евпатории АРК.
В связи с выявлением факта приобретения в собственность в 2017 году ФИО14 жилого помещения, площадью 245, 2 кв. метров, постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым N 329-п от 8 февраля 2023 года семья ФИО19, учётное дело N 250 в составе три человека: дочь ФИО20 и внук ФИО21 сняты с квартирного учёта депортированных граждан на основании статьи 35 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130-ЗРК "О регулировании некоторых вопросов области жилищных отношений в Республике Крым", в связи с утратой оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали ей право быть принятой на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Разрешая по существу административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствовались статьёй 5, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 50, 51, 52, 55, пунктом 2 части 1 статьи 56, частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3, статьями 4, 15, 35 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 года N 130- ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым", а также положениями Порядка предоставления жилого помещения гражданам, принятым по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учёт депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611, и исходили из того, что на момент принятия оспариваемого постановления от 8 февраля 2023 года N 329-п у административного истца ФИО3 и членов её семьи: дочери ФИО14, внука ФИО15, с 3 мая 2012 года в пользовании находится несколько жилых помещений, суммарной общей площадью 269, 4 кв. метров, в связи с чем произошло увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, таким образом, семья ФИО3 утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также статус нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит данные выводы ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которому Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 23 указанного Закона следует, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Таким образом, при рассмотрении жилищных вопросов суды и органы местного самоуправления должны применять законодательство Российской Федерации, с учетом отдельных положений ранее принятых законодательных актов Украины и Республики Крым, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 N 130-3PK/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" граждане, принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имеют право на получение жилого помещения на основании решения органа местного самоуправления о постановке на отдельный квартирный учет депортированных граждан.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611, право на получение жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджетных средств имеют граждане: а) принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав РФ, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; б) подвергшиеся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской АССР, признанные пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", и члены их семей (муж, жена, дети), возвратившиеся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся гражданами РФ.
На день вынесения органом местного самоуправления решения о принятии ФИО3 на отдельный квартирный учет как депортированного гражданина, порядок и способ обеспечения жильем были урегулированы законодательством Украины.
В соответствии со статьей 40 Жилищного Кодекса Украины, граждане находятся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось, в том числе улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления другого жилого помещения.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2003 года N 1952 утвержден Порядок обеспечения депортированных лиц и членов их семей, которые вернулись на Украину, жильем, построенным или приобретенным за счет государственных средств.
Основанием для снятия с квартирного учета депортированных лиц являлось получение ими жилья (пункт 9 Порядка).
Согласно пункту 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных 11 декабря 1984 года Советом Министров УССР и Украинским Республиканским Советом профсоюзов N 470, граждане снимаются с квартирного учета в случаях: улучшения жилищных условий; выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт; прекращения трудовых отношений с предприятием по месту учета; осуждения к лишению свободы; представления недостоверных сведений или неправомерных действий должностных лиц при разрешении вопроса о постановке на квартирный учет; отмены справки о взятии на учет перемещенного лица; получения денежной компенсации.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Положения приведенной нормы на граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 21 марта 2014 года не распространяются, эти граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Разрешая спор, суды оставили без внимания, что в соответствии с представленной в материалы дела справкой МВД по Республике Крым от 31 июля 2017 года N А-4841 ФИО3 является реабилитированным лицом, была поставлена на квартирный учёт депортированных граждан в соответствии с Порядком обеспечения депортированных лиц и членов их семей, которые вернулись на ФИО1, жильем, построенным или приобретенным за счет государственных средств, утвержденным постановлением ФИО1 от 17 декабря 2003 года N 1952.
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан ФИО10, ФИО11 и ФИО12" нормативное закрепление положений о признании реабилитированного лица нуждающимся в жилых помещениях исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, который составляет менее учетной нормы; отсутствие у такого лица и членов его семьи иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности, вступает в противоречие с целевым назначением права реабилитированных лиц (в частности, тех из них, которые являются детьми реабилитированных лиц, и которые родились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении) возвращаться для проживания на прежнее место жительства, влечет фактическую невозможность его реализации в связи с предъявлением к ним требований о признании их малоимущими в установленном порядке, а равно требований об обеспеченности площадью жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя менее учетной нормы; об отсутствии у такого лица и членов его семьи иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности и тем самым препятствует возмещению вреда соответствующей категории граждан в гарантированном государством объеме.
Конституционный Суд РФ предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Кроме того, законодателю города Москвы предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, - внести в законодательство города Москвы необходимые изменения.
В силу статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации или отдельных его положений является основанием для отмены или изменения в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов, содержащих такие же нормы, какие были признаны неконституционными (часть третья); эти положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (часть четвертая). Соответственно, нормы законов других субъектов Российской Федерации, аналогичные признанным неконституционными в названном Постановлении положениям Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и повлекшие формирование аналогичной правоприменительной практики, также должны быть изменены.
До внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
Судами при разрешении спора приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ оставлены без внимания с учетом того, что обстоятельства послужившие основанием для снятия с жилищного учета административного истца, аналогичны основаниям для отказа в постановке на такой учет, оценка соблюдения органом местного самоуправления жилищных прав ФИО3 при принятии оспариваемого постановления N 329-п от 8 февраля 2023 года применительно к положениям статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" судами не дана.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 9 октября 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.