Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Борисовой О.В. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного судаг. Севастополя от 25 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 19 сентября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным решениеот 10 марта 2023 г. N "данные изъяты" об отказе в предоставлении государственной услуги - утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" площадью 1000 кв.м, восстановить срок подачи заявления о предоставлении земельного участка и возложить на административного ответчика обязанность принять заявление на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 19 сентября 2023 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотиву нарушения судами норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Из материалов административного дела следует, что решением XIV сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 28 января 2014 г. N ФИО1 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" ориентировочной площадью 0, 10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (л.д.46).
С целью завершения оформления права на указанный земельный участок, ФИО1 7 марта 2023 г. через МФЦ обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - Департамент) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив в копиях к заявлению, в том числе, решение XIV сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 28 января 2014 г. N (от 9 марта 2023 г. вх. N "данные изъяты") (л.д.43-44).
Письмом Департамента от 10 марта 2023 г. N "данные изъяты" заявление административного истца от 9 марта 2023 г. N "данные изъяты" и приложенные к нему документы возвращены ФИО1 без рассмотрения на основании пункта 2.9 Административного регламента, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона г. Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 г."Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) срок подачи заявления о предоставлении земельного участка истек 1 января 2023 г. и в составе представленных материалов отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (л.д.37).
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, исходил из того, что предусмотренная статьей 227 КАС РФ совокупность оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения не установлена, права не нарушены.
В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного законаот 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФКЗ N 6-ФКЗ) до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе имущественных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования имущественных, земельных и иных отношений на территории г. Севастополя, согласно части 1 статьи 1 Закона N 46-ЗС, установлены настоящим законом.
Частью 1 статьи 12 Закона N 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия ФКЗN 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
При этом, в силу части 7 статьи 12 Закона N 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 1 января 2023 г.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9.1 подраздела 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденного приказом от 7 декабря 2021 г.N 11-АР, одним из оснований для возврата заявления и приложенных к нему документов, поступивших из ГАУ "Цифровой Севастополь - МФЦ вг. Севастополе" является отсутствие в предоставленном пакете документов одного или нескольких документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в подразделе 2.6 Административного регламента, и обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
В частности, в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия ФКЗ N 6-ФКЗ, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г, заявитель предоставляет, в том числе заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятыхдо 21 марта 2014 г. (подпункт 5 пункта 2.6.3 подраздела 2.6 Административного регламента).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ФИО1 обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 7 марта 2023 г, то есть по истечению срока, предусмотренного частью 7 статьи 12 Закона N 46-ЗС, что, как указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о пропуске истцом срока для обращения в Департамент с вышеуказанным заявлением.
Данное обстоятельство, согласно заключению апелляционного суда, свидетельствует об отсутствии у административного истца после 1 января 2023 г. права на получение земельного участка на основании предоставленного им решения XIV сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 28 января 2014 г. N 6955, при этом иных документов, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, подтверждающих право административного истца на приобретение земельного участка без проведения торгов не представлено, что послужило правомерным основанием для возврата административным ответчиком заявителю ФИО1 поданных документов.
Судом апелляционной инстанции были проверены и отклонены повторно приведенные в кассационной жалобе доводы ФИО1 о пропуске им срока, предусмотренного частью 7 статьи 12 Закона N 46-ЗС, по уважительным причинам, поскольку, как указал административный истец до 10 января 2023 г. он находился в местах лишения свободы. Отклоняя названные доводы, как не состоятельные, апелляционный суд, исходя из буквального толкования положений части 7 статьи 12 Закона N 46-ЗС, пришел к выводу, что установленный законом срок является пресекательным и заявления, поданные по истечению такого срока, рассмотрению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда о том, что Департамент правомерно оставил без рассмотрения поданное ФИО1 7 марта 2023 г. заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. "данные изъяты", площадью 1000 кв.м.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы, основанными на ином отличном от судебного толкования правовых норм, не опровергаются.
В силу установления законодателем срока, до которого может быть подано заявление о предоставлении земельного участка в порядке дооформления и отсутствия возможности его продления (восстановления), оспариваемое решение административного ответчика, как правильно указали суды, является законным.
Поскольку при указанных обстоятельствах дела не установлена совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действия (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, в удовлетворении административного иска отказано правомерно.
Доводы кассационной жалобы об обратном сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, не наделен.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 сентября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
О.В. Борисова
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.