Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хлебникова О.В. на решение Советского районного суда города Астрахани от 8 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Хлебникова О.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хлебников О.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани", в котором просил: признать действия административного ответчика по предоставлению единовременной материальной помощи, с учетом величины прожиточного минимума за один месяц в размер 15 000 рублей незаконными; возложить обязанность на административного ответчика произвести государственную социальную единовременную материальную помощь в полном размере 50 000 рублей.
Решением Советского районного суда города Астрахани от 8 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 г. отказано в удовлетворении требований Хлебникова О.В.
В кассационной жалобе, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу; указывает, что в заявлении и апелляционной жалобе приводил доводы о том, что срок на защиту (подачи иска), в соответствии с требованиями законодательства, на государственную, социальную помощь в полном объеме не может в данном случае быть ограничен трех месячным сроком, так как лишает административного истца бессрочного права на защиту и умоляет его данное право.
Определением судьи от 19 января 2024 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
Реализуя предписания статей 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области регулируются Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" (далее - Закон Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", Закон Астраханской области).
В статье 6 Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" предусмотрены виды мер социальной поддержки, социальной помощи. Так, согласно пункту 1 этой статьи предоставление мер социальной поддержки, социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (пособий, компенсаций и других выплат).
Право на такую меру социальной поддержки, как единовременная материальная помощь, имеют, в том числе граждане, нуждающиеся в материальной поддержке (пункт 5 части 1, часть 2 статьи 31 Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области").
Порядок и условия предоставления единовременной материальной помощи, а также ее размер устанавливаются Правительством Астраханской области (часть 3 статьи 31 Закона Астраханской области).
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2011 года N 655-П утвержден Порядок и условия предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан (далее также - Порядок). Получателями единовременной материальной помощи являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Астраханской области, соответствующие требованиям части 1 статьи 31 Закона Астраханской области (абзац первый пункта 2 Порядка, далее - заявители).
Из абзаца второго пункта 2 Порядка следует, что решение о предоставлении единовременной материальной помощи принимают, в частности, государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов (далее - учреждение).
Подпунктом 3.5 пункта 3 Порядка определено, что единовременная материальная помощь предоставляется гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, один раз в два года со дня принятия последнего решения о предоставлении единовременной материальной помощи в соответствии с названным подпунктом в размере до 50 тысяч рублей. Единовременная материальная помощь в соответствии с данным подпунктом предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в материальной поддержке в соответствии с пунктом 8 Порядка.
Перечень документов, которые заявитель (представитель заявителя) представляет в учреждение для получения единовременной материальной помощи, приведен в пункте 7 Порядка. Так же данным пунктом предусмотрен перечень документов в соответствии с которым, учреждением в уполномоченные государственные органы и иные организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, направляются соответствующие межведомственные запросы о предоставлении сведений в отношении заявителя.
Заявитель признается нуждающимся в материальной поддержке на основании следующих критериев: наличие независящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе состояние здоровья, проблемы, связанные с факторами социального окружения, включая семейное положение, проблемы жилищного и экономического характера, трудоустройства; наличие у заявителя права на получение иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации или Астраханской области; нуждаемость в постоянной, временной или разовой посторонней помощи (абзацы четвертый - седьмой пункта 8 Порядка).
Комиссия осуществляет комплексную оценку нуждаемости заявителя в материальной поддержке в соответствии с приведенными критериями, определяет размер единовременной материальной помощи с учетом материально-бытовых условий проживания заявителя, состава и доходов его семьи, обстоятельств, побудивших заявителя к обращению за единовременной материальной помощью; документов (абзац восьмой пункта 8 настоящего Порядка).
Основания для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи указаны в пункте 9 Порядка, в числе которых: представление неполного пакета документов, указанных в пунктах 5 и 7 Порядка (в частности, заявления с указанием обстоятельств, вследствие которых заявитель нуждается в материальной поддержке; копий документов, подтверждающих доходы заявителя; копии медицинского заключения и др.), и (или) недостоверных сведений в них, за исключением документов, подлежащих получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; несоответствие заявителя категории получателей единовременной материальной помощи, установленной пунктом 2 Порядка; несоблюдение периодичности предоставления единовременной материальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке.
Материалами дела подтверждается и установлено судами следующее.
На основании решения заседания комиссии по рассмотрению вопросов назначения единовременной материальной помощи ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения г. Астрахани" от 21 июля 2022 г. Хлебникову О.В. оказана единовременная материальная помощь в размере 15 000 рублей.
В обоснование требований административным истцом указывалось на то, что установленная названным решением заседании комиссии сумма единовременной материальной помощи произвольно и незаконно занижена, не соответствует требованиям федерального законодательства предъявляемым к размеру данной помощи.
Как следует из протокола заседания, на момент принятия решения Хлебниковым О.В. предоставлен документ о наличие заболеваний, которые не препятствовали осуществлению трудовой деятельности и выхода из сложной жизненной ситуации. Истец относится к трудоспособному населению, осуществляет уход за престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, жильем обеспечен (благоустроенная трех комнатная квартира в многоквартирном доме), получает натуральную помощь от родственников.
Согласно предоставленной истцом трудовой книжки последний раз он осуществлял свою трудовую деятельность с 1 июня 2005 года по 31 марта 2006 г.
Установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, разрешая спор, районный суд исходил из того, что законодательством не определен конкретный размер предоставления материальной помощи, а Хлебниковым О.В. не были представлены копии документов, подтверждающие понесенные или запланированные расходы на приобретение товаров, работ, услуг, а также не представлены доказательства о том, что истец по каким - то независящим от него причинам оказался в трудной жизненной ситуации или имеет заболевание угрожающие жизни и здоровью, то решение комиссии об оказании истцу единовременной материальной помощи в размере прожиточного минимума 15 000 рублей является законным и обоснованным.
Кроме того, судом также сделан вывод о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ со ссылкой на то, что административному истцу о нарушении своего права стало известно 29 июля 2022 г. при получении денежных средств через почтовое отделение 414057, о чем свидетельствует выписка из электронной базы данных "Адресная социальная помощь".
Кроме того, как указано судом первой инстанции, уведомление о назначении государственных услуг Хлебников О.В. получил 4 августа 2022 года; административное исковое заявление подано в суд 20 июня 2023 г, то есть по истечении трех месяцев.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебной коллегией суда апелляционной инстанции было истребовано учетное дело Хлебникова О.В. из ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани".
Как установлено апелляционной инстанцией, уполномоченным органом были предприняты действия для проверки указанных Хлебниковым О.В. обстоятельств, связанных с невозможностью преодоления им трудной жизненной ситуации.
По указанным основаниям, и с учетом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца, указав на отсутствие оснований для выплаты единовременной материальной помощи в максимальном размере.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции указано, что мотивы принятого решения относительно пропуска процессуального срока подробно изложены в обжалуемом судебном акте, оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов не имеется.
При этом, опровергая довод жалобы об исчислении срока на обращение в суд с момента получения ответа административного ответчика 18 апреля 2023 г. на заявление истца от 5 апреля 2023 г, суд апелляционной инстанции указал на неправильное толкование норм процессуального права подателем жалобы, указав, что обжалование решения административного органа, с которым был не согласен Хлебников О.В, не препятствовало обращению в суд для обжалования решения комиссии, в течение трех месяцев с момента, когда о нем узнал, то есть с момента получения уведомления о назначении государственных услуг (4 августа 2022 г.).
Оснований не соглашаться с выводами судов не имеется, так как выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Астрахани от 8 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.