Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Выстроповой Н.В. - Озерцовской Т.С. на решение Кировского районного суда города Астрахани от 6 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Выстроповой Н.В. к администрации муниципального образования "Городской округ Астрахань" о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное бездействие, взыскании судебной неустойки.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Выстропова Н.В. обратилась в Кировский районный города Астрахани с настоящим административным иском, указав, что ей на праве собственности принадлежит нежилое строение - магазин, площадью 40 кв.м, с кадастровым номером N и земельный участок предоставленный под эксплуатацию магазина, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенные по адресу: г. N. По периметру земельного участка установлены и функционируют нестационарные торговые объекты - торговые павильоны: павильон "Белорусские и Ростовские деликатесы" (ранее данный павильон имел вывеску "Вкусная Ярмарка") Объект N1; павильон по реализации хлебных и хлебобулочных изделий "Хлебобулочный павильон" Объект N2; павильон мороженное "Славица" Объект N3; торговый павильон по реализации фруктов и овощей ("Овощной павильон") Объект N4. Согласно размещенной в сети Интернет на сайте astrgorod.ru общедоступной схемы размещения на территории г. Астрахани нестационарных объектов (НТО) Объекты N2, 3, 4 установлены не в границах, указанных на схеме, то есть размещены на других площадках, в удобных для их владельцев. Объект N1 размещен в непосредственной близости от принадлежащего истцу магазина, в схеме городских НТО отсутствует, установлен самовольно. Размещение и эксплуатация Объектов N1, 2, 3 ограничивают возможность эксплуатации Выстроповой Н.В. своего магазина.
Кроме того, данные объекты размещены на обслуживающих магазин истца сетях водоснабжения и канализации, в охранной зоне кабеля энергоснабжения и сетей теплоснабжения жилого микрорайона. Поскольку по результатам многочисленных обращений Выстроповой Н.В. в адрес ответчика, являющегося собственником земельных участков на которых установленные указанные НТО, а также органом, на который законом возложена обязанность по освобождению земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества, меры по освобождению данных земельных участков не принимаются, полагает администрацией МО "Городской округ город Астрахань" в данной части допущено бездействие
Полагая свои права нарушенными просила суд признать бездействие администрации МО "Городской округ город Астрахань", выразившееся в невыполнении мероприятий по демонтажу нестационарных торговых объектов павильон "Белорусские и Ростовские деликатесы" (ранее данный павильон имел вывеску "Вкусная Ярмарка"); павильон по реализации хлебных и хлебобулочных изделий "Хлебобулочный павильон"; павильон мороженное "Славица"; торговый павильон по реализации фруктов и овощей ("Овощной павильон") незаконным;
Обязать сторону ответчика произвести демонтаж вышеуказанных нестационарных торговых объектов, самовольно расположенных по ^адресу: "адрес" за свой счет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика в свою пользу судебную неустойку за неисполнение ответчиком решения суда в установленный срок в размере 5 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная со дня вступления его в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 6 июля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований Выстроповой Н.В. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 октября 2023 года указанное решение Кировского районного суда г. Астрахани от 6 тюля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 15 декабря 2023 г. заявитель просил отменить оспариваемые судебные акты. Указывает, что судами допущено нарушение норм действующего законодательства; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи 19 января 2024 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений нижестоящими судами не допущено.
Как следует из материалов дела, отказывая в удовлетворении заявленных требований, нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что ответчиком проводилась и проводится работа по освобождению земельного участка, расположенного по ул. Б. Алексеева, 32 от самовольно установленных нестационарных торговых объектов.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иным и публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Осуществление органами местного самоуправления земельного контроля за использованием земель, предусмотрено статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
На основании ФЗ от 6 октября 2003 г. N 2131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава МО "Город Астрахань" и в соответствии с Решением комитета по нормотворчеству, законности и правопорядку от 14декабря 2010 г. N 51 Городской Думой МО "Город Астрахань" 16 декабря 2010 г. принято Положение N 228 "Об утверждении Положения о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения освобождению подлежат земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельный участки, государственная собственность на которые не разграничена, самовольно занятые следующими видами объектов движимого имущества: - торговые киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов; - торговые лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков; - объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях; - металлические гаражи и контейнеры;
- хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; - ограждения; - торговые автоматы и платежные терминалы; - иные объекты движимого имущества.
Согласно пункту 2.1 Положения земельные участки под объектами движимого имущества, перечисленными в пункте 1.2 настоящего Положения, установленными без правоустанавливающих документов, подлежат освобождению в порядке, установленном настоящим Положением.
Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от объектов движимого имущества осуществляет Межведомственная комиссия по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества.
По результатам рассмотрения Межведомственная комиссия принимает решение об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества.
На основании решения Межведомственной комиссии издается правовой акт администрации города Астрахани об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества (пункт 2.1.1, 2.1.2).
Межведомственная комиссия осуществляет работу в управлении земельными ресурсами администрации города Астрахани в соответствии с положением о Межведомственной комиссии, утверждаемым правовым актом администрации города Астрахани (пункт 2.2).
Согласно пункту 2.3, 2.4 Положения при неисполнении владельцами объектов правового акта администрации города Астрахани в добровольном порядке администрациями районов города Астрахани определяется подрядная организация по выполнению работ по освобождению земельных участков, в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
После выбора подрядной организации, в целях исполнения правового акта администрации г. Астрахани администрациями районов г. Астрахани предпринимаются следующие действия: а) уведомляются владельцы объектов о дате и времени осуществления работ по освобождению земельных участков; б) принимаются меры по отключению демонтируемых объектов от источников электроэнергии, водоснабжения и иных систем коммунальной инфраструктуры; в) обеспечивается присутствие представителей энергоснабжающих организаций при проведении грузоподъемных работ, в случае освобождения земельных участков в зоне линий электропередач. При исполнении правового акта администрации г. Астрахани об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества администрациями районов г. Астрахани осуществляются следующие действия.
Если владелец объекта и его местонахождение установлены, ему направляется заверенная копия правового акта администрации г. Астрахани с предложением добровольно исполнить данный правовой акт в течение четырнадцати календарных дней с момента его получения. Если владелец объекта и его местонахождение не установлены, в средствах массовой информации публикуется информация о принятом правовом акте администрации г. Астрахани с предложением добровольно исполнить данный правовой акт в течение четырнадцати календарных дней с даты опубликования.
В случае неисполнения правового акта администрации города Астрахани добровольно администрации районов города Астрахани: - при установлении владельца объекта и его места нахождения уведомление о дате и времени исполнения правового акта администрации г. Астрахани направляется по средствам почтовой связи, телефонограммой или факсограммой; - в случае, если владелец объекта и его местонахождение не установлены, уведомление о дате и времени исполнения правового акта администрации города Астрахани публикуется в средствах массовой информации.
Согласно пункта 2.5 Положения при исполнении правового акта администрации города Астрахани администрациям районов города Астрахани надлежит фиксировать факт освобождения земельного участка соответствующим актом, копия, которого вручается владельцу объекта или его законному представителю.
В случае отсутствия владельца (законного представителя) объекта при осуществлении действий по освобождению земельного участка данное обстоятельство отражается в акте. Финансирование работ по освобождению земельных участков осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань" (пункт 2.6).
Как следует из материалов дела, Выстроповой Н.В. на праве собственности принадлежат нежилое строение - магазин, площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N и земельный участок, предоставленный под эксплуатацию данного магазина, площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес" Согласно акта обследования от 3 июля 2023 г, нестационарные торговые объекты: "Белорусские продукты", "Хлебозавод Наримановский" размещены в отсутствие разрешительных документов. Размещение НТО "Славица" не соответствует схеме размещения, являющейся к приложением к договору N от 11 мая 2021 г. Свободный доступ к входу в павильон Выстроповой Н.В. отсутствует. НТО размещаются на инженерно - технических сетях водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, препятствуют их обслуживанию.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. торговый павильон по реализации фруктов и овощей ("Овощной павильон") вывезен собственником, что представителем истца в судебном заседании не оспаривалось. Владельцы павильонов "Славица" и Хлебозавод "Наримановский" имеют соответствующие разрешения на установку с заключением договоров (от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно), однако установлены они не по схеме размещения. По объекту "Белорусские и Ростовские деликатесы" (ранее данный павильон имел вывеску "Вкусная Ярмарка" (Белорусские продукты) 25 мая 2023 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на котором принято решение вручить администрации Кировского района г. Астрахани освободить в соответствии с действующим законодательством земельный участок. Названное обстоятельство подтверждается представленным суду протоколом комиссии N 05. При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку при разбирательстве дела не установлено бездействие административного ответчика.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, которая получила правильное изложение и надлежащую правовую оценку при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены нижестоящими судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли бы на их обоснованность и законность, правильность определения судебными инстанциями прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали выводы суда.
Судами правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам, - нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, а потому оснований к отмене решений судов в кассационном порядке не имеется.
Принимая во внимание изложенное, выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствует нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
При рассмотрении дела, нижестоящими судами верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств.
Доводы заявителя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены нижестоящими судами при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебных решений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных решений, либо опровергали изложенные в оспариваемых решениях выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, и не могут служить основанием к отмене указанных решений.
Кроме того, доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства, и не могут повлиять на правильность применения судами норм права. Аналогичная позиция заявителя проверена на стадии рассмотрения административного дела в судах первой и апелляционной инстанций, обоснованно отвергнута как несостоятельная с приведением убедительных мотивов в решениях судов.
В силу изложенного, как отмечает кассационный суд, несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 КАС РФ не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку несогласие с данными выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судами норм действующего законодательства, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 6 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.