Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Игошевой Ю.В. и представителя ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Маховой Н.А. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Объедкова А.Г. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Объедков А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 500 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 4 апреля 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в пользу Объедкова А.Г. взыскана компенсация в размере 50 000 рублей.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Волгограда от 10 августа 2023 года с Российской Федерации в пользу Объедкова А.Г. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области в размере 2 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года решение и дополнительное решение районного суда отменены в части удовлетворения требований Объедкова А.Г. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 России по Волгоградской области, ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области.
В указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационных жалобах, поданных представителем ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Игошевой Ю.В. и представителем ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Маховой Н.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 24 и 21 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 10 января 2024 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 указанного Федерального закона).
В силу статье 17.1 Федерального закона о содержании под стражей, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Из содержания пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В тоже время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из материалов дела, Объедков А.Г. 30 ноября 2008 года взят под стражу, осужден 21 апреля 2009 года по приговору Волгоградского областного суда, наказание назначено в виде 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Объедков А.Г. освобожден из мест лишения свободы 29 ноября 2022 года по отбытию срока наказания.
Как следует из представлений Волгоградской прокуратуры, в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области имело превышение лимита содержания осужденных.
Так, представлением от 30 сентября 2013 года указано на превышение лимита содержания осужденных в отрядах N 1, 3, 6, 10, а также недооборудование умывальниками и раковинами в отрядах N 3, 10, 12. В данный период Объедков А.Г. содержался в отряде N 3.
Из представления от 18 июня 2015 года установлено несоблюдение установленных размеров прогулочных двориков ИК N 9 УФСИН России по Волгоградской области.
Из представлений прокурора, внесенных в адрес начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в период 2009-2017 годов установлено недооборудование унитазами и раковинами в отрядах N 1, 3, 9, 10, 12 (истец содержался в отрядах N 3, 9, 10), то есть имелось нарушение пункта 9.11 Приказа Минюста России СП-17-02 от 2 июня 2004 года N 130-дсп, согласно которому уборная в мужских исправительных учреждениях должна быть оборудована из расчета 1 унитаз на 15 осужденных, и пункта 12 раздела I Номенклатуры N 512, в соответствии с которым комнаты для умывания должны быть оборудованы 1 умывальником на 10 человек.
Из представления прокурора, внесенного в адрес начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, 22 марта 2022 года, следует, что в период отбывания наказания Объедковым А.Г. в отряде N 9 в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области установлено превышение численности осужденных в отрядах N 1, 3, 9. Также установлено недооборудование умывальниками в отрядах N 1, 3, 9, унитазами в отрядах N 3, 9 и табуретами в отрядах N 3, 9.
Вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 2 апреля 2015 года на ФКУ ИК-9 УФИСН России по Волгоградской области возложена обязанность довести в комнатах гигиены общежития осужденных ФКУ ИК-9 УФИСН России по Волгоградской области количество унитазов и умывальников до минимальной нормы в соответствии с приказом Минюста России N 512 от 27 июля 2006 года и приказом Минюста России СП-17-02 от 2 июня 2004 года N 130-дсп, а именно: в общежитии N 3 - до 7 унитазов и 10 умывальников; в общежитии N6 до 6 унитазов и 8 умывальников; в общежитии N 8 до 12 унитазов и 17 умывальников; в общежитии N 10 до 7 унитазов и 10 умывальников; в общежитии N 11 до 7 унитазов и 11 умывальников; в общежитии отряда со строгими условиями отбывания наказания - до 6 унитазов и 8 умывальников.
Также судом апелляционной инстанции установлено отсутствие подводки горячего водоснабжения в санузлах общежитий ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. Доказательств альтернативного обеспечения административного истца горячей водой в гигиенических целях и для стирки белья с учетом потребностей в период содержания истца в учреждении не представлено.
Введение здания исправительного учреждения в эксплуатацию до принятия СП 308.1325800.2017 не препятствует его переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту с целью создания надлежащих условий содержания осужденных. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Наличие банно-прачечный комбината и обеспечение административного истца дважды в неделю помывкой в банно-прачечном комбинате в соответствии с пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, действующими в период рассматриваемых правоотношений до 17 июля 2022 года, где имеется горячее водоснабжение, не свидетельствует о надлежащих условиях содержания административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением.
Учитывая характер выявленных нарушений условий содержания Объедкова А.Г. в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, их длительность и периодичность, судебная коллегия полагает определённую судами компенсацию соответствующей требованиям разумности и справедливости.
Доводы кассационных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 февраля 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.