Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению
Тимченко Е.И, Брыковой В.М. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тимченко Е.И, Брыкова В.М. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить решение департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя, принятое в форме уведомления от 13 апреля 2023 года N 245/03-04/23 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязать департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя повторно рассмотреть уведомление Тимченко Е.И. и Брыковой В.М. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, распложенного по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июня
2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от
17 октября 2023 года, требования административного иска удовлетворены.
В кассационной жалобе Кравченко Т.В, действующей в интересах департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя, указывается на незаконность обжалуемых судебных актов, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 23 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес"
Тимченко Е.И, Брыкова В.М. 22 сентября 2022 года обратились к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, распложенного по указанному адресу.
Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя принято уведомление от 6 октября 2022 года N 915/03-10/22 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Административным ответчиком отказано в согласовании уведомления по тем основаниям, что земельный участок административных истцов согласно действующей градостроительной документации (Генеральный план
г. Севастополя, утверждённый решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114) по функциональному назначению расположен в зоне незастроенных территорий, что не соответствует виду разрешённого использования земельного участка (для индивидуальной жилой застройки).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 ноября 2022 года по делу N 2а-3514/2022, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от
28 февраля 2023 года, данный отказ признан незаконным и отменен, на департамент архитектуры и градостроительства Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление истцов о планируемом строительстве.
В рамках исполнения указанного решения суда, департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя уведомление рассмотрено повторно. Оспариваемым уведомлением от 13 апреля 2023 года в согласовании в планируемом строительстве отказано, поскольку земельный участок административных истцов согласно постановлению Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 года N 730-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана" расположен в территориальной зоне скверов, бульваров, для данной территориальной зоны строительство объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, установив, что согласно выписке из ЕГРН относительно спорного земельного участка, вид разрешенного использования установлен "для индивидуального жилищного строительства" пришли к выводу о том, что выделение земельного участка с правоустанавливающими документами осуществлено после принятия Генерального плана 2005 года, чем фактически изменен вид и является разрешенным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Ссылка заявителя на Правила землепользования и застройки
г. Севастополя, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 года N 730-ПП, являются несостоятельными, поскольку административные истцы обратились с уведомлением в департамент архитектуры и градостроительства Севастополя 22 сентября 2022 года, то есть до утверждения указанных Правил землепользования и застройки.
Таким образом, руководствуясь положениями статьи 6 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года N 46- ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений города Севастополя", части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", суды правомерно пришли к выводу о том, что решение департамента архитектуры и градостроительства Севастополя является незаконным, носит формальный характер, поскольку административным ответчиком не было учтено, что уведомление подано до принятия правил землепользования и подлежало рассмотрению в рамках исполнения решения суда по делу N 2а-3514/2022.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 июня 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2023 года по административному делу N 2а-2130/2023 (номер дела в суде апелляционной инстанции N 33а-3103/2023) по административному исковому заявлению Тимченко Е.И, Брыковой В.М. об оспаривании решения органа государственной власти возобновить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 февраля
2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
О.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.