Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фероян Е.Е, действующего в интересах Авджян С.О, на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Авджян С.О. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Авджян С.О. адвоката Редько Д.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Авджян С.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 29 декабря 2021 года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Просила суд возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Авджян С.О. на земельный участок с кадастровым номером N
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Авджян С.О. по доверенности Фероян Е.Е. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Авджян С.О. адвоката Редько Д.В, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судами, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Авджян С.О. является собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью N кв. м, что подтверждается записью регистрации права от 19 апреля 2021 года.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью N кв. м категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "земли под домами индивидуальной жилой застройки". Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведений о зарегистрированных правах не имеется.
В целях осуществления государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Авджян С.О. обратилась в управление Росреестра по Краснодарскому краю, представив архивную копию постановления главы Нижнешиловского сельсовета Адлерского района г. Сочи от 26 августа 1992 года N 182, согласно которой за Авджяном В.Д. закреплен в пожизненное наследуемое владение земельный участок, ранее предоставленный ему в пользование для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, в селе "адрес". "адрес" площадью N га.
Уведомлением управления Росреестра по Краснодарскому краю (Лазаревский отдел г. Сочи) от 29 сентября 2021 года приостановлена государственная регистрация права собственности Авджян С.О. на земельный участок с кадастровым номером N. Указано, что представленная в качестве правоустанавливающего документа архивная копия постановления главы администрации Нижнешиловского сельсовета Адлерского района г. Сочи от 26 августа 1992 года N 182 не подтверждает предоставление земельного участка площадью N кв. м Авджян С.О, в связи с чем не может являться правоустанавливающим документом на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Лазаревский отдел г. Сочи) от 29 декабря 2021 года Авджян С.О. отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого решения и регистрации права собственности Авджян С.О. на земельный участок с кадастровым номером N, указав, что административный истец в круг наследников Авджяна В.Д, которому данный земельный участок был предоставлен, не входит. Кроме того, Авджян С.О. не представлено доказательств принятия наследственного имущества супругой наследодателя Авджян Х.Б. и сыном наследодателя Авджяном С.В. в виде спорного земельного участка с кадастровым номером N, открывшегося после смерти Авджяна В.Д, в связи с чем факт принятия Авджян С.О. наследства в отношении спорного земельного участка после смерти Авджяна В.Д. не подтвержден.
Суд кассационной инстанции такие выводы считает ошибочными.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
По смыслу пунктов 9, 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также техническая документация в виде межевых, технических планов и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно архивной копии постановления главы Нижнешиловского сельсовета Адлерского района г. Сочи от 26 августа 1992 года N 182 за Авджяном В.Д. закреплен в пожизненное наследуемое владение земельный участок в селе "адрес" площадью N га.
Также, постановлением главы Нижнешиловского сельсовета Адлерского района г. Сочи от 17 августа 1992 года N 173 на администрацию возложена обязанность зарегистрировать на праве личной собственности за Авджяном В.Д. домовладение N "адрес" по ул. "адрес" и закрепить за указанным лицом земельный участок площадью N кв. м.
Вступившим в законную силу решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 января 2021 года по гражданскому делу N 2-484/2021 включен в состав наследства, открывшегося после смерти Авджяна С.В, жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "адрес" по адресу: N Признано за Авджян С.О. право собственности в порядке наследования на указанный жилой дом. На управление Росреестра по Краснодарскому краю возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Авджян С.О. в отношении поименованного жилого дома.
При рассмотрении указанного гражданского дела установлено, что Авджяном С.В. (супруг административного истца) было фактически принято наследство после умерших отца Авджяна В.Д. и матери Авджян Х.Б.
Из наследственного дела N 54/2018, открытого после смерти Авджяна С.В, следует, что Авджян С.О. является единственным наследником имущества умершего Авджяна С.В. ввиду отказа сына наследодателя от причитающейся ему доли в наследстве.
Судом установлено, что домовладение и земельный участок, на котором оно расположено, принадлежали на праве личной собственности и пожизненного наследуемого владения Авджян В.Д. на основании постановлений главы Нижнешиловского сельсовета Адлерского района г. Сочи от 17 августа 1992 года N 173 и от 26 августа 1992 года N 182 и правомерно были фактически приняты в собственность его законным наследником Авджяном С.В. (супругом административного истца).
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по гражданскому делу N 2-484/2021, представленным административным истцом в суде первой инстанции, установлен факт наследования Авджян С.О. имущества, в том числе жилого дома и земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащих ранее Авджян В.Д.
Между тем, данным обстоятельствам суды первой и апелляционной инстанций надлежащей правовой оценки не дали.
Судами не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, судами не приняты во внимания положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющего единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, у суда кассационной инстанции не возникает сомнений в наличии прав административного истца на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407004:425.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 данного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
В силу того, что для исправления допущенных в настоящем деле ошибок, после отмены судебных актов не требуются установление новых обстоятельств, представление, исследование и оценка доказательств, то суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого решения, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Авджян С.О. об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомление Лазаревского отдела г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю от 29 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-38887368/3 об отказе в государственной регистрации права собственности Авджян С.О. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407004:425 площадью 1 500 кв. м.
Возложить на Лазаревский отдел г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю обязанность зарегистрировать право собственности Авджян С.О. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407004:425 площадью 1 500 кв. м.
Сообщение об исполнении кассационного определения направить в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, а также административному истцу незамедлительно после исполнения возложенной судом обязанности.
Разъяснить Лазаревскому отделу г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю, что при непоступлении сведений об исполнении решения суда (поступлении сведений о неисполнении решения суда) суд вправе вынести частное определение.
Несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.