Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационное представление прокурора Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Судака Пересыпкина А.В. к администрации г. Судака Республики Крым об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Судака Пересыпкин А.В. обратился в Судакский городской суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений просил: признать незаконным бездействие администрации г. Судака Республики Крым (далее - администрация), выразившееся в непредставлении лицам, состоящим в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилья, имеющегося в муниципальной собственности; возложить на администрацию обязанность предоставить 7 свободных жилых помещений, переданных ранее в муниципальную собственность "данные изъяты" и не используемых администрацией по назначению, лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование административного иска заместитель прокурора указал, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 2 апреля 2015 года администрации переданы 40 квартир, 7 из которых по состоянию на декабрь 2022 года нуждающимся гражданам не переданы, остались фактически не использованы по назначению. По результатам проверки прокуратурой города Судака в адрес администрации внесено представление от 7 июля 2022 года N. После внесения акта прокурорского реагирования администрацией в период с августа по декабрь 2022 года вынесено 5 постановлений о предоставлении нуждающимся гражданам жилых помещений, что подтверждает факт бездействия административного ответчика в первой половине 2022 года. Кроме того, администрацией г. Судака до настоящего времени мер, направленных на обеспечение состоящих на учете граждан жильем при наличии оставшихся 7 свободных жилых помещений, не принято, что свидетельствует о бездействии администрации и неэффективном использовании муниципального имущества. В отношении 7 свободных квартир из жилищного фонда социального использования прокуратурой города направлено требование в ОМВД России по г. Судаку о проведении обследования названных жилых помещений в целях установления возможного проживания в них граждан без законных оснований, в ходе которого установлено, что граждане в этих квартирах не проживают. Администрацией длительное время не принимаются меры по обеспечению жилыми помещениями граждан, которые нуждаются в них, что послужило основанием для обращения прокурора с административным иском в суд.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года решение Судакского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 17 января 2024 года, прокурор Республики Крым ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, для эффективного использования свободных жилых помещений органам местного самоуправления достаточно актуализировать перечень граждан исходя из имеющегося в распоряжении количества квартир. Считает, что суды необоснованно не учли тот факт, что администрация не исполнила 4 решения суда о возложении обязанности предоставить жилые помещения, что привело к взысканию с административного ответчика исполнительского сбора на 150 000 рублей. Также полагает, что к участию в деле надлежало привлечь отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации, поскольку на учете нуждающихся жилых помещений администрации находится 92 ребенка-сироты, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением судьи от 22 февраля 2024 года кассационное представление с административным делом передано для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Костюка А.И, поддержавшего доводы кассационного представления, изучив материалы дела и обсудив доводы представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилищных помещений по назначению.
Согласно пункта 6 статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилищных помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
К полномочиям органа местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года, Закон N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункте 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Крым от 2 апреля 2015 года по делу N администрации передано 1894, 9 кв. м общей площади квартир, из них: в блоке "б" 1615, 7 кв. м (квартиры N), в блоке "В" 279, 2 кв. м (квартиры N) в оконченном строительством объекте "93-х квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями коммерческого использования по строительному адресу: "адрес" (юридический адрес объекта: "адрес"). Всего передано 38 квартир.
Право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым на вышеуказанные квартиры зарегистрировано в 2019 году.
На заседании жилищной комиссии администрации (протокол заседания от 28 августа 2019 года) определены цели использования жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Судак Республики Крым: 24 жилых помещения отнесены к жилищному фонду социального использования; 11 жилых помещений включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к числу служебных; 2 жилых помещения включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 1 жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к числу жилых помещений маневренного фонда.
За период 2020 года гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым, предоставлено 5 жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности, а также 2 жилых помещения гражданину во внеочередном порядке как проживающему в доме, признанном аварийным и непригодным для проживания.
За 2021 год администрация предоставила 5 жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности. За 2022 год администрация предоставила 6 жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности, в том числе 1 семье вне очереди, как проживающей в доме, признанном аварийным и непригодным для проживания. За 2023 год администрация предоставила 1 жилое помещение по договору социального найма в порядке очередности.
По состоянию на 3 марта 2023 года в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым по адресу: "адрес", имеется шесть свободных жилых помещений (в том числе одно жилое помещение маневренного фонда).
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Разделом 3 ЖК РФ регламентированы порядок и условия предоставления жилья по договорам социального найма, а также внеочередное предоставление жилых помещений.
Установленный законодателем порядок предусматривает для органа местного самоуправления проведение ряда мероприятий, направленных на проверку информации о наличии либо отсутствия у граждан недвижимого имущества, проверку жилищных условий и других мероприятиях.
Так, согласно представленному ответу администрации в адрес прокуратуры города Судака Республики Крым от 8 августа 2022 года сообщено, что на основании договора об инвестировании объектов жилья культурно-социальной сферы в г. Судаке АР Крым от 9 октября 2003 года и дополнительных соглашений от 15 августа 2014 года N к указанному договору, в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Судак Республики Крым передано 38 квартир по адресу: "адрес", и определены цели их использования. В период за 2020 - 2021 годов 12 жилых помещений переданы гражданам, ранее состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и заключены договоры социального найма. В настоящее время администрацией подготовлено и согласовано два постановления о передаче жилых помещений гражданам, состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. По следующим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведется работа, направляются межведомственные запросы, осуществляются акты обследования (при необходимости), в случае выявления утраты оснований для нахождения в очереди на получение жилого помещения, подготавливаются проекты постановлений для снятия граждан с такого учета. Также ведутся работы по приобретению четырех жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с сообщением администрации в адрес прокуратуры города Судака Республики Крым от 9 декабря 2022 года на данную дату в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым имеется 10 свободных жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" 6. На заседании комиссии по жилищным вопросам администрации от 28 ноября 2022 года рассмотрены учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым и рекомендовано предоставить три жилых помещения. Подготовлено три постановления о передаче жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым. По следующим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведется работа, направляются межведомственные запросы, осуществляются акты обследования (при необходимости), в случае выявления утраты оснований для нахождения в очереди на получение жилого помещения, подготавливаются проекты постановлений для снятия граждан с такого учета.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что заместитель прокурора г. Судака, обращаясь в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, не представил каких-либо доказательств тому, что администрацией были нарушены положения действующего законодательства, не соблюдены обязанности, возложенные на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия и нарушены права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отметила, что из возражений, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что за период 2020 года гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым предоставлено 8 жилых помещений; за период 2021 года - 5 жилых помещений; за период 2022 года - 6 жилых помещений.
По состоянию на 30 декабря 2022 года на учете граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым, состоит 323 гражданина, 7 свободных квартир по адресу: "адрес"
В ходе проведенной работы с учетными делами граждан, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым, 1 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было предоставлено ФИО10 на состав семьи 1 человек, а также сняты с указанного учета 15 граждан.
На 1 октября 2023 года имеется 7 свободных жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"
По состоянию на 1 октября 2023 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым, стоит 311 граждан.
Таким образом, администрацией по гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведется работа, направляются межведомственные запросы, осуществляются обследования (при необходимости), случае выявления утраты оснований для нахождения в очереди на получение жилого помещения, подготавливаются проекты постановлений для снятия граждан с такого учета.
Суд кассационной инстанции с учетом установленных обстоятельств оснований не согласиться с выводами судов первой и второй инстанций не усматривает.
Доводы кассационного представления о том, что к участию в деле надлежало привлечь отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации, являются несостоятельными, поскольку из административного иска следует, что заместитель прокурора г. Судака обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, а не конкретно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные доводы, изложенные в кассационном представлении, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка. Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.