Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев материалы кассационной жалобы Топилиной О.В., действующей в интересах департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, на определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 сентября 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Потапова Н.Е. и других административных истцов об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Потапов Н.Е. и другие истцы обратились в суд с иском об оспаривании отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 декабря 2016 года исковые требования истцов удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в формировании земельного участка под многоквартирным домом. На административного ответчика возложена обязанность сформировать за счет средств местного бюджета земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" и провести его государственный кадастровый учет.
Исполнительный лист выдан 13 июля 2017 года.
Представитель Потапова Н.Е. по доверенности Ковтун А.В. 5 сентября 2023 года обратился в суд с заявлением о восстановлении срока предъявления исполнительного листа.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для предъявления исполнительного листа к исполнению удовлетворено.
В кассационной жалобе представителем департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Топилиной О.В. ставит вопрос об отмене названных определений и разрешении вопроса по существу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 357 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, может обратиться в суд первой инстанции, рассматривавший административное дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, установленном статьей 95 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом (статья 23 указанного Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с частью 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае, исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.
Как следует из представленных материалов, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 декабря 2016 года вступило в законную силу 6 июня 2017 года.
При этом, для формирования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по "адрес", как установлено судами, необходимо было исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N и N.
Земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета только 20 апреля 2023 года, земельный участок с кадастровым номером N - 12 мая 2023 года, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29 мая 2023 года.
Таким образом, указанные обстоятельства препятствовали исполнению вынесенного судебного решения в срок до 29 мая 2023 года, не зависели от действий (бездействия) Потапова Н.Е. или иных административных истцов, что свидетельствует об обоснованности доводов ходатайства о восстановлении срока на предъявление исполнительного листа к исполнению, поданного в суд первой инстанции 5 сентября 2023 года.
Помимо этого, в силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что исполнение решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 27 декабря 2016 года, вынесенного в интересах административных истцов, продолжительное время не исполнялось в силу объективных причин, срок для предъявления исполнительного листа к исполнению восстановлен нижестоящими инстанциями правомерно.
Доводы представителя департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар об обратном сводятся к уклонению от исполнения судебного решения, в связи с чем основанием для отмены оспариваемых актов не являются.
Утверждение заявителя об отсутствии надлежащего уведомления административного ответчика о поданном административным истцом заявлении о восстановлении срока на подачу исполнительного документа в связи с изменением почтового адреса департамента подлежит отклонению.
Согласно квитанции об отправке, приобщенной к поданному заявлению, его копия направлена в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар почтовым отправлением (штриховой почтовый идентификатор 350008985055226).
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с указанным идентификатором, размещенным на официальном сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копия заявления получена административным ответчиком 4 сентября 2023 года.
Таким образом, заявитель кассационной жалобы владел информацией о поданном заявлении и в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при должной степени осмотрительности мог принять меры к получению информации о времени и месте рассмотрения заявления, подать возражения и воспользоваться иными процессуальными правами.
При таких обстоятельствах, судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 сентября 2023 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.