Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Шелудько В.В. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Киевского районного судаг. Симферополя от 27 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот 13 июня 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Симферополя Республики Крым, ФИО9, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрацииг. Симферополя о признании постановления незаконным и обязательстве совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и недействующим постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 2 февраля 2022 г.N 325 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"" (далее - Постановление N 325) с даты его принятия; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 252 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником "адрес", расположенной на земельном участке многоквартирного дома расположенного по "адрес". В связи с принятием Постановления N и образованием земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" было нарушено постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2017 г. N 3997"Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта "Многоквартирный жилой дом" (одноэтажный), расположенный по адресу: "адрес", ул. "адрес" 8" (далее - Постановление N 3997) в части площади сформированного земельного участка для обслуживания многоквартирного дома, что влечет за собой нарушение прав истца как собственника квартиры в многоквартирном жилом доме и является основанием для признания незаконным ПостановленияN 325 и снятия с кадастрового учета земельного с кадастровым номером "данные изъяты"
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июня 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 приводит собственный анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, которыми регулируются спорные отношения, просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Административный ответчик - ФИО9 в письменных возражениях просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 г. N 54-ЗРК"Об основах местного самоуправления в Республике Крым", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 упомянутого Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
На основании пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ в качестве такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указано на несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес" - "адрес"
26 октября 2017 г. администрацией г. Симферополя Республики Крым принято Постановление N 3997.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", площадью 110 кв.м, предоставлен ФИО4 по договору аренды земельного участка от 13 декабря 2016 г. сроком на 5 лет, на основании статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗPK"Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон РК N 38-ЗРК), а именно на основании решения Симферопольского городского совета 40-й сессии VIот 31 мая 2012 г. N 425 (далее - Решение N 425).
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", площадью 100 кв.м, предоставлен ФИО9 по договору аренды земельного участка от 13 декабря 2016 г. N сроком на 5 лет, на основании статьи 13 Закона РК N-ЗРК, а именно на основании Решения N 425.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", площадью 42 кв.м, предоставлен ФИО5 по договору аренды земельного участка от 11 июля 2019 г. N сроком на 6 лет, на основании подпункта 9 пункта 2статьи 39.6 ЗК РФ, а именно на основании права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", которые расположены на вышеуказанном земельном участке.
Согласно данным Автоматизированной системы управления муниципальной собственностью, вышеуказанные договоры аренды земельных участков прекращены с 14 марта 2022 г. в связи со снятием с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащий ФИО9 согласно записи о регистрации права N от 29 сентября 2019 г.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 18 ноября2020 г. в удовлетворении иска ФИО1, ФИО6 к администрации г. Симферополя, Главе администрации г. Симферополя о признании незаконным Постановления N - отказано. Решение вступило в законную силу.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крымот 29 сентября 2021 г. N 6207 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, городской округ Симферополь, "адрес", земельный участок 8г", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", "Обслуживание автотранспорта" (код - 4.9) изменен на "Магазины" (код - 4.4).
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крымот 29 сентября 2021 г. N 6208 "Об изменении вида разрешенного использования - земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, городской округ "адрес", земельный участок 8д", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", "Обслуживание автотранспорта" (код - 4.9) изменен на "Магазины" (код - 4.4).
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крымот 3 декабря 2021 г. N 7417 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"", виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" "Образование и просвещение" (код - 3.5), "Социальное обслуживание" (код - 3.2), "Бытовое обслуживание"(код - 3.3), "Здравоохранение" (код - 3.4), "Культурное развитие" (код - 3.6), "Общественное управление" (код - 3.8), "Магазины" (код - 4.4), "Банковская и страховая деятельность" (код - 4.5), "Общественное питание" (код - 4.6), "Гостиничное обслуживание" (код - 4.7), "Развлечения" (код -. 8), "Предпринимательство" (код - 4.0), "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код - 4.2) изменены на "Магазины" (код - 4.4).
ФИО9 обратилась в администрацию г. Симферополя с заявлением от 18 ноября 2021 г. N по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка в целях объединения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г. Симферополя N 325 постановлено:
- объединить земельные участки, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, городской округ "адрес", земельный участок 8г, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 110 кв.м, по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 42 кв.м, по адресу: Российская Федерация, "адрес", городской округ Симферополь, "адрес", земельный участок 8д, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 100 кв.м.
- определить, что в результате утверждения схемы образуется земельный участок площадью 252 кв.м, расположенный в границах территориальной зоны делового, общественного, коммерческого и объектов культурно-туристического назначения (0-1), с установленной категорией земель - земли населенных пунктов.
- утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" (приложение).
- гражданке Российской Федерации ФИО12. обеспечить соблюдение требований, указанных в статьях 65, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
- гражданке Российской Федерации ФИО14 обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для объединения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
- гражданке Российской Федерации ФИО15. предоставить право обращаться без доверенности с заявлениями:
1. об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления;
2. о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего постановления;
- срок действия настоящего постановления составляет 2 года.
Оспаривая Постановление N 325, административный истец указывает на нарушение ее прав как собственника квартиры в многоквартирном доме, поскольку образованием земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" было нарушено Постановление N 3997 в части площади сформированного земельного участка для обслуживания многоквартирного дома.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий принято оспариваемое постановление, соответствующие требованиям закона и не нарушающие прав, свобод и законных интересов истца.
Вопреки утверждениям подателя жалобы о незаконности оспариваемого распоряжения и нарушении прав истца, представляются правильными выводы судов об обратном. Сам по себе факт несогласия истца с оспариваемым им распоряжением органа местного самоуправления не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Относительно ссылки административного истца на то, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был сформирован с нарушением действующего законодательства, поскольку фактически данный участок расположен на территории многоквартирного дома, проект межевания которого утвержден Постановлением N 3997, необходимо указать следующее.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189)
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 189 в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением N 3997 утвержден проект межевания территории многоквартирного дома по адресу: "адрес". Данное постановление являлось предметом судебного разбирательства, решением Киевского районного суда г. Симферополя от 18 ноября 2020 г. в удовлетворении иска ФИО1, ФИО6 к администрацииг. Симферополя, Главе администрации г. Симферополя о признании незаконным Постановления N 3997 - отказано.
Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону(части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При установленных обстоятельствах судами первой обоснованно сделаны выводы об отсутствии совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ) и отказано в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 27 февраля2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июня 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
В.В. Шелудько
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.