Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО6, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года по административному делу по административному иску ФИО6, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального образования Темрюкский район об оспаривании действий органа местного самоуправления
заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации МО Темрюкский район от 6 декабря 2021г. N 1873 "О включении ФИО1 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения", несовершеннолетний Ульихин М.А. включен в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением администрации МО Темрюкский район от 16 февраля 2022 года N 196 ФИО1 исключен из списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края ФИО6, действующему в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, разъяснено, что наличие у ФИО6 на праве общей совместной собственности иного жилого помещения не позволяет администрации МО Темрюкский район включить ФИО1 в список граждан, в связи с чем, было вынесено соответствующее постановление об отмене постановления о включении ФИО1 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
ФИО6, действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, обратилася в суд с административным иском об оспаривании постановления администрации МО Темрюкский район от 16 февраля 2022 года N 196 указывая, что в соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории МО Темрюкский район, утвержденного постановлением администрации МО Темрюкского района N 1329 от 10 сентября 2021 года право на получение социальной выплаты имеют члены семьи собственника утраченного жилого помещения, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении. К членам семьи собственника утраченного жилого помещения отнесены, в том числе, внуки. ФИО1 является внуком собственника жилого помещения, на момент возникновения чрезвычайной ситуации был зарегистрирован и проживал в жилом помещении. В этой связи полагает, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для исключения его из списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2023 года в удовлетворении административного иска ФИО6, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации муниципального образования Темрюкский район отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ульихина А.В. без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ФИО6 ставит вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 9 января 2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 16 января 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства финансов Краснодарского края просит оставить судебные акты без изменения, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами допущены нарушения, являющиеся основаниями для отмены постановленных по делу судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район 28 сентября 2021 года N 1445 "О признании жилых помещении непригодными для проживания, разрушенных в результате выпадения обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район", жилое помещение (общежитие), расположенное по адресу: "адрес", пом. 12, признано непригодным для проживания.
В данном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы ФИО6 (зять собственника) и ФИО1 (внук собственника).
Собственник пострадавшего жилого помещения ФИО7 и ее дочь ФИО8 (в девичестве ФИО7) У.Н. значатся зарегистрированными по месту жительства по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, у ФИО6 имеется на праве общей совместной собственности иное жилое помещение, общей площадью 49, 9 кв.м.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, применив положения пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, исходил из того, что наличие у ФИО6 в собственности иного жилого помещения не позволяет администрации муниципального образования Темрюкский район включить ФИО1 в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 13 января 2023 года N 8 признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 10 сентября 2021 года N 1329 "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 года на территории муниципального образования Темрюкский район". В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включение ФИО1 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13 августа 2021 гоада на территории муниципального образования Темрюкский район, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, будет неисполнимо ввиду того, что постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 10 сентября 2021 года N 1329 признано утратившим силу.
С такими выводами судебная коллегия согласится не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Краснодарском крае отношения, связанные с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер государственной поддержки по обеспечению жильем (далее - меры государственной поддержки) граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, урегулированы Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", Порядком предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 (далее также - Порядок предоставления меры государственной поддержки на территории Краснодарского края), а также Порядком предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13.08.2021г. на территории муниципального образования Темрюкский район, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 10 сентября 2021 года N 1329.
Согласно положениям названных нормативных правовых актов Краснодарского края обязательными условиями для получения гражданами названной выплаты являются: постоянное проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; регистрация гражданина по месту жительства в этом жилом помещении; признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения; неполучение гражданином, лишившимся жилого помещения, иных мер поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки на территории Краснодарского края одним из оснований для отказа во включении в список являются то, что граждане, лишившиеся жилого помещения, имеют в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью, равной или более учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения, из расчета на одного члена семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, если иное не предусмотрено законом Краснодарского края.
Понятие жилого помещения приведено в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе дома, квартиры, комнаты, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Так, в числе требований, которым должно отвечать жилое помещение, - объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 указанного положения).
Судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права, регламентирующие отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в системной взаимосвязи с нормативными положениями о понятии жилого помещения, критериях жилого помещения, пригодного для проживания, к спорным отношениям применены не были, вследствие чего не дана надлежащая правовая оценка соответствия принадлежащего ФИО6 на праве общей совместной собственности жилому помещению по адресу "адрес", а также соответствия ее площади исходя из учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения.
В связи с допущенными судами существенными нарушениям норм процессуального права решение суда первой инстанции и апелляционное определение не могут быть признаны законными и подлежат отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Темрюкский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.