Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорошавиной Л.Ю. к Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Хорошавиной Л.Ю, поступившей с делом 15 января 2024 года, на решение Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 13 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хорошавина Л.Ю. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", произвести выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в 2002 и 2010 годах она участвовала во Всероссийской переписи населения и за хорошую работу по итогам награждена государственной наградой. В 2006 году она участвовала во Всероссийской сельскохозяйственной переписи, также награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года". В июле 2022 года она обратилась в центр социальной поддержки населения за присвоением звания ветерана труда. 4 августа 2022 года она получила отказ за N 939-ВУ/08-02. Полагает, что отказ в присвоении звания "Ветеран труда" является незаконным.
Просила суд признать действия ответчика незаконными, обязать Министерство социального развития и труда Астрахани области присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение установленного образца. Произвести все выплаты, причитающиеся гражданам Российской Федерации в связи с присвоением звания "Ветеран труда", за период с момента выработки ею трудового стажа 20 лет - с 2 марта 2011 года. Взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в сумме 238, 84 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 13 июля 2023 года исковые требования Хорошавиной Л.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 сентября 2023 года решение Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 13 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хорошавина Л.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что суды, не исследовав материалы дела в полном объеме, пришли к неверному выводу о законности и правомерности действий государственного органа.
Истец Хорошавина Л.Ю, представитель ответчика - Министерства социального развития и труда Астраханской области, представитель третьего лица - ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судебными инстанциями установлено, что в 2002 году Хорошавина (Слащева) Л.Ю. награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", в 2006 году - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года", в 2012 году - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
Из материалов дела, а именно, копий трудового договора, приказов о приеме и увольнении усматривается, что истец работала по срочному трудовому договору в Астраханьстате с 23 сентября 2002 года по 31 октября 2002 года в должности инструктора-контролера, при этом согласно трудовой книжке и информации, содержащейся в приложении к приказу о награждении медалью, местом работы истца является Астраханский государственный технический университет, где в рассматриваемый период она занимала должность методиста.
Сведений о том, на каком основании Хорошавина Л.Ю. участвовала в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2006 году, переписи населения в 2010 году материалы дела не содержат. Согласно записям трудовой книжке истец в рассматриваемые периоды в трудовых отношениях с Астраханьстатом не состояла.
18 июля 2022 года Хорошавина Л.Ю. обратилась в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани" с заявлением о предоставлении государственной услуги присвоения звания "Ветеран труда". К заявлению истец приобщила документы, подтверждающие факты ее награждения медалями за заслуги в проведении Всероссийской переписи населения в 2002 и 2010 годах, а также в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2006 году.
Решением комиссии по вопросу присвоения звания "Ветеран труда" Министерства социального развития и труда Астраханской области от 2 августа 2022 года, оформленным в виде протокола N 16, в присвоении звания "Ветеран труда" Хорошавиной Л.Ю. отказано.
21 ноября 2022 года истец вновь обратилась в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани" с аналогичным заявлением.
По результатам рассмотрения заявления комиссией по присвоению звания "Ветеран труда" Хорошавиной Л.Ю. было отказано в присвоении звания (протокол от 1 декабря 2022 года N 24), в связи с тем, что полученная заявителем награда не является наградой за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности для присвоения звания "Ветеран труда" согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Разрешая исковые требования Хорошавиной Л.Ю. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Министерства социального развития и труда Астраханской области в присвоении истцу звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, соответствует закону, так как представленные награды не являются наградами за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в соответствующей сфере деятельности для присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон "О ветеранах"), исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установилнесколько категорий ветеранов, в том числе категорию "ветеран труда", и определилкритерии отнесения граждан к названной категории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Действуя в пределах своих полномочий, законодатель Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ уточнил и дополнил данные критерии, в частности, обусловив возможность присвоения звания "Ветеран труда" награждением ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и одновременно возложив определение порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и награждения указанными знаками отличия на Правительство Российской Федерации (в отношении тех федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет) и на иные федеральные государственные органы и государственные корпорации (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в редакции указанного Федерального закона).
В условиях введения в действие такого правового регулирования - с учетом необходимости предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям - установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ критерии присвоения звания "Ветеран труда" начали применяться с 1 июля 2016 года, а за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохранено право на присвоение указанного звания с соблюдением ранее предусматривавшихся требований, с учетом уточнения требований к трудовому (страховому) стажу или выслуге лет, учитываемых в целях пенсионного обеспечения (часть 3 статьи 8 и часть 2 статьи 9).
С учетом изменения правового регулирования, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и круг лиц, являющихся ветеранами труда, Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7 указанного Федерального закона).
В части 1 статьи 1 Закона Астраханской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" от 15 августа 2006 года N44/2006-ОЗ закреплено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам:
1) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
3) награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Статьей 9 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" установлено, что к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
Порядок организации обучения, условия оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, и выплаты им вознаграждения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В целях поощрения граждан, внесших значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2002 года, Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 1151 учреждена медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения".
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 16 августа 2006 года N 123 "О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" утверждены ведомственные награды, к числу которых отнесена медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года".
Согласно п. 1 Положения о медали "За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, внесшие значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345, медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Административным регламентом Министерства социального развития и труда Астраханской области предоставления государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением минсоцразвития Астраханской области от 29 августа 2022 года N 46, установлено, что данная государственная услуга представляется награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, Учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для Женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из системного толкования приведенных норм следует, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда.
В этой связи определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что статья 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Исходя из изложенного, при присвоении звания учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств.
При этом определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.
Материалами дела подтверждается, что истец Хорошавина Л.Ю. участвовала в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи в течение непродолжительного периода времени на основании срочного трудового договора в 2002 году, а также без заключения трудового договора в 2006 и 2010 годах. По итогам выполнения работ на основании приказа Федеральной службы государственной статистики от 26 декабря 2006 года N 247 награждена знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года", приказа Федеральной службы государственной статистики от 13 апреля 2012 года N 127 награждена знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", к медали ей было выдано удостоверение установленного образца. За период работы с 23 сентября 2002 года по 31 октября 2002 года в должности инструктора-контролера в Астраханском областном комитете государственной статистики истец награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 1151, удостоверение N 57751 (приказ Росстата от 30 сентября 2003 года N 409).
Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась на основании срочного трудового договора или иного виде гражданско-правового договора без зачисления в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны истца в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях; сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 13 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хорошавиной Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.