Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордеевой Ж.А, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, к администрации г. Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению Департаменту жилищной политики администрации г. Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО2
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года, заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Симферополя обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 о признании незаконным постановления администрации г. Симферополя от 28.06.2022г. N 2876 об отказе ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обязании администрацию г. Симферополя включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования заместителя прокурора г. Симферополя, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, удовлетворены. Признано незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 28.06.2022г. N 2876 в части отказа ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На администрацию г. Симферополя Республики Крым возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции неправильно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права, отдельные его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что на сегодняшний день ФИО1 утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла возраста старше 23 лет, в связи с чем утратила право на обеспечение жилым помещением. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представил.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева П.Г, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы заявителя, полагая, что оспариваемый судебный акт принят на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежит отмене.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно акту инспектора ИДН Сакского ГРОВД от ДД.ММ.ГГГГ. в инспекцию по делам несовершеннолетних Сакского ГРОВД доставлен ребенок возраста 9 лет, обнаруженный в "адрес". Мать оставила девочку, а сама исчезла, место нахождение матери не установено. При ребенке имелось свидетельство о рождении на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с указанием матери ФИО4, отца ФИО5 Согласно записи акта о рождении ФИО1 N от 21.02.1983г, сведения об отце ФИО5 внесены на основании заявления матери.
Путевкой исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. N ФИО1 направлена в Симферопольский дом ребенка для обследования, подготовки документов.
Решением исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. N ФИО1 передана на воспитание в детский дом семейного типа ФИО6, ФИО7
В настоящее время ФИО1 является многодетной матерью, имеет 4-х малолетних детей: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Также установлено, что в связи с отсутствием в собственности недвижимого
имущества ФИО1 временно проживает по адресу: "адрес", "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ФИО1 до достижения возраста 23 лет не обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Уважительных причин, которые бы препятствовали обращению с заявлением, не представила.
Из доводов стороны истца, не опровергнутых стороной ответчика, а также справки сектора по охране прав детства Управления образования исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. N следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. находилась на воспитании в детском доме семейного типа "Аистенок-1" г. Симферополя, родители-воспитатели Горелкины; имеет статус оставшейся без попечения родителей.
Таким образом, ФИО1 воспитывалась в детском доме семейного типа Горелкиных и состояла на текущем учете в органе опеки и попечительства г. Симферополя (с даты устройства и до совершеннолетия).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре недвижимости в отношении ФИО1 информация отсутствует.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 без уважительных причин пропущен срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие объективных причин, препятствовавших обращению по вопросу постановки на соответствующий учет по достижению 23 лет и до полных 40 лет, как и ранее по достижению 18 лет.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда могло быть прекращено только в случае предоставления ему жилого помещения на законных основаниях. ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, однако в установленном законом порядке не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и, соответственно, не реализовала его, по состоянию на дату совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГг. или после указанной даты. При этом, недвижимого имущества на праве собственности ФИО1 не имеет.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Позиция заявителя сводится к повторному изложению возражений относительно исковых требований, не основана на нормах права, опровергается материалами дела, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельная.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", согласно положениям которого органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (статья 9).
Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования (статья 3).
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м, общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (пункта 2 статьи 8).
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенции), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, только с момента включения лица в списки на получение жилья у ответчика может возникнуть обязанность по предоставлению жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Приходя к выводу о нарушении жилищных прав и законных интересов ФИО1, не включенной в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилой площадью администрацией г. Симферополя Республики Крым не обеспеченной, при наличии уважительных причин пропуска срока на обращение в администрацию для постановки на учет, суд апелляционной инстанции с учетом положений Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", обоснованно исходила из того, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающей в детском доме семейного типа по состоянию на 16.03.2001г, какое-либо жилье в ее собственность не перешло и не сохранялось за ней, сведения о нуждаемости ФИО1 в предоставлении жилья были известны органам опеки и попечительства, что свидетельствует об отсутствии должного реагирования и контроля со стороны государственных институций в сфере контроля и пропорционального вмешательства в институт семьи. При этом, будучи в возрасте 23 лет ФИО1 обращалась в органы опеки и попечительства с целью сбора документов для постановки на квартирный учет, а ранее 03.02.2006г. она обращалась в сектор по охране детства о выдаче справки, подтверждающей пребывание в детском доме семейного типа Горелкиных с 1992г. по 2000г. для постановки на квартирный учет.
Относимых и допустимых доказательств того, что органы опеки и иные специализированные организации органа местного самоуправления до достижения ФИО1 23-летнего возраста (до ДД.ММ.ГГГГ) проявили какую-либо заинтересованность в вопросе опеки и попечительства последней, а также материальном обеспечении и обустройстве жизненного уклада, несмотря на закрепление законодательно обязанность таковых, в материалы дела не имеется, как и сведений того, что ФИО1 государственными институциями было разъяснено наличие у нее соответствующего права. После 2005 года, ФИО1, как формально утратившая соответствующее правомочие по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, также была лишена возможности, с учетом вновь установленного правового регулирования, получить соответствующие разъяснения о наличии у нее соответствующего права.
Поскольку ФИО1, действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений обоснованно могла полагаться на должный контроль со стороны государственных органов, который должен был исполняться своевременно, а орган местного самоуправления не был лишен возможности затребовать документы самостоятельно и (или) разъяснить лицу, при наличии его под контролем и надзором соответствующих органов опеки, какие документы она должна представить, при отсутствии сведений по информированию органом о необходимости предоставления соответствующих сведений относительно обстоятельств достижения 18-летнего возраста, дальнейшего обучения и пребывания под фактической опекой родителей-воспитателей Горелкиных, апелляционный суд правомерно указал, что к сложившимся правоотношениям не применимы общие положения о последствиях давности не совершения юридически значимых действий в виде утраты соответствующего интереса.
По существу кассационной жалобы заявитель выражает несогласие с оценкой суда апелляционной инстанции исследованных доказательств и установленных обстоятельств по делу, в том числе, обоснованности признания уважительной причины пропуска срока на подачу соответствующего заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Между тем, исследование и оценка доказательств по делу, установление фактических обстоятельств дела, а также переоценка выводов судов о фактических обстоятельствах относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в кассационном порядке учитываются фактические обстоятельства, установленные судебными актами, вступившими в законную силу.
Полномочия суда кассационной инстанции определены ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции верно определилпредмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым в лице представителя по доверенности ФИО2, - без удовлетворения.
Председательствующий
Ж.А.Гордеева
Судьи
И.В.Комбарова
В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.