Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-546/2023 (УИД 04RS0020-01-2023-000561-84) по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Жигжитова Андрея Васильевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия о признании действий незаконными, обязании выплатить недополученное денежное довольствие, по кассационной жалобе Жигжитова Андрея Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г.
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Жигжитова Андрея Васильевича (далее по тексту - Жигжитов А.В, истец) обратился в Северобайкальский городской суд Республики Бурятия с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее по тексту - Главное управление МЧС России по Республике Бурятия, ответчик) о признании незаконными действий по не начислению процентной надбавки в размере 50%, об обязании выплатить Жигжитову А.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. в размере 344 845, 04 рублей с учетом применения процентной надбавки в размере 50%.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. признаны незаконными действия Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по не начислению Жигжитову А.В. с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. процентной надбавки в размере 50%. На Главное управление МЧС России по Республике Бурятия возложена обязанность выплатить Жигжитову А.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2023 г. в размере 344 845, 04 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. изменено и резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать незаконными действия Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по не начислению Жигжитову А.В. надбавки к денежному довольствию за стаж работы в особых климатических условиях в размере 50%. Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в пользу Жигжитова А.В. недополученные денежные средства за период с 1 января 2023 г. по 31 марта 2023 г. в размере 28 000, 83 рублей с удержанием из данной суммы налога на доходы физических лиц". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Жигжитов А.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. в части изменения решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, либо дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе.
В обоснование доводов кассационной жалобы Жигжитов А.В. указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. У него не имелось оснований не доверять ответчику, который производил расчет процентной надбавки в размере 30 % к его денежному довольствию. Само по себе получение им расчетных листков не свидетельствует о том, что он знал или должен был знать о нарушении своих прав. Сведения в расчетных листках за спорный период соответствовали условиям его контракта по размерам и видам денежного содержания, и оно выплачивалось в полном объеме. В данном случае спор возник из-за недоплаты ответчиком процентной надбавки, как выяснилось в суде, в связи с неправильным толкованием и применением ответчиком нормативных актов, регулирующих условия и порядок оплаты труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Его действительное право на получение надбавки в размере 50 % к денежному довольствию было разъяснено в прокуратуре в марте 2023 г. Он является экономически более слабой стороной в служебном правоотношении с учетом не только экономической (материальной), но и организационной зависимости от ответчика и как следствие действительно был введен ответчиком в заблуждение. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Главное управление МЧС России по Республике Бурятия в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, просит кассационную жалобу Жигжитова А.В. оставить без удовлетворения.
Главное управление МЧС России по Республике Бурятия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав, что резолютивная часть апелляционного определения не соответствует требованиям процессуального законодательства, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. в части изменения решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 14 июня 2023 г. изменить, дополнив резолютивную часть апелляционного определения указанием на частичное удовлетворение апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия.
Участвующий в деле прокурор Республики Бурятия в возражениях, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, просит кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Бурятия оставить без удовлетворения.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Жигжитов А.В. до 31 декабря 2019 г. занимал должность начальника караула ФГКУ "9 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия".
Приказом МЧС России от 26 сентября 2019 г. N ФГКУ "9 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия" ликвидировано.
Согласно приказу Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 30 декабря 2019 г. N Жигжитов А.В. с 1 января 2020 г. назначен на равнозначную должность начальника караула 9 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Бурятия.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Бурятия от 16 января 2020 г. N Жигжитову А.В. установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания по состоянию на 1 января 2020 г. - 24 года 10 месяцев 7 дней; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" указано выплачивать районный коэффициент к денежному довольствию в размере 1, 3; процентную надбавку к денежному довольствию в размере 30%.
В ответе от 14 апреля 2023 г..N адресованному Северобайкальскому межрайонному прокурору на запрос от 31 марта 2023 г..N по обращению личного состава 9 Пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Северобайкальскому, Муйскому районам и г..Северобайкальск Главное управление МЧС России по Республике Бурятия сообщило, что сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу в указанных подразделениях в период с 1 января 2020 г..по 31 марта 2023 г..выплачивалась процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере до 30 процентов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", в период с 1 апреля 2023 г..по настоящее время выплачивается процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере до 50 % в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г..N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с
неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Работникам вышеуказанных подразделений в период с 1 января 2020 г..по 31 декабря 2021 г..выплачивалась процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере до 30 процентов в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г..N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета ССР от 26 сентября 1967 г.."О расширении льгот, для лиц работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", в период с 1 января 2022 г..по настоящее время выплачивается процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере до 50% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г..N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР".
Северобайкальский межрайонный прокурор, указав, что в период до 1 января 2020 г. процентная надбавка к денежному довольствию Жигжитова А.В. выплачивалась в размере 50%, с 1 января 2020 г. ответчиком было принято решение о выплате процентной надбавки в размере 30%, поскольку г. Северобайкальск является самостоятельной административно- территориальной единицей, однако не отнесен к III группе территорий, указанных в пункте 20 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", в которых процентная надбавка выплачивается в размере до 50%, факт начисления процентной надбавки 30% ставит сотрудников в неравное положение с лицами, работающими в Северо-Байкальском и Муйских районах и получающими доплату в размере 50%, исключает в отношении Жигжитова А.В. применение гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что является недопустимым, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г..N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановления Совмина СССР от 10 ноября 1967 г..N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.."О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г..N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г..N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и установив, что г..Северобайкальск с момента образования в 1974 г..и до настоящего времени находится в Северобайкальском районе Республики Бурятия, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, и его не указание в пункте 20 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" не свидетельствует о том, что город относится к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, пришел к выводу о незаконности действий ответчика по начислению Жигжитову А.В. в период с 1 января 2020 г..по 31 марта 2023 г..процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30% и возложил обязанность выплатить недополученные денежные средства, составляющие разницу между выплаченными суммами надбавки в размере 30% и причитающейся к
выплате процентной надбавки в размере 50%.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, указав, что г. Северобайкальск географически расположен в пределах территории Северобайкальского района Республики Бурятия, является его районным центром, имеет аналогичные неблагоприятные климатические и экологические условия как и непосредственно Северобайкальский район, соответственно, не может быть отнесен к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока лишь в силу того, что в перечне местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, указан Северобайкальский район, а г. Северобайкальск как самостоятельная административно-территориальная единица не выделен, поэтому применение при начислении денежного довольствия Жигжитову А.В. процентной надбавки, установленной для южных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, является необоснованным и нарушает права Жигжитова А.В. на равные условия оплаты труда за труд в одинаковых климатических условиях.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не установилоснований для удовлетворения судом исковых требований в полном объеме с взысканием разницы в процентной надбавке за весь спорный период с января 2020 г. по март 2023 г.
Суд апелляционной инстанции указав, что между Жигжитовым А.В. и Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия возник служебный спор, вследствие чего к настоящим требованиям подлежит применению трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением служебного спора, установленный частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начало которого определяется со дня, когда Жигжитов А.В. узнал или должен был узнать о нарушении своего права, начиная с января 2020 г, так как денежное довольствие начислялось и выплачивалось ему ежемесячно и Жигжитов А.В. ежемесячно получал расчетные листки, содержащие сведения о суммах начислений по каждой из составляющих его денежного содержания, в суд с настоящим иском Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Жигжитова А.В. обратился 15 мая 2023 г. с пропуском названного трехмесячного срока, доказательств уважительности причин пропуска этого срока не представил, о нарушенном праве Жигжитову А.В. стало известно в марте 2023 г. после проведенной прокуратурой проверки, по итогам которой были выявлены нарушения ответчиком требований законодательства, пришел к выводу о пропуске срока обращения в суд с требованием о взыскании разницы в процентной надбавке за период с января 2020 г. по март 2023 г, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанного требования, и взыскал с ответчика в пользу Жигжитова А.В. недоплаченную сумму процентной надбавки за период с 1 января 2023 г. по 31 марта 2023 г. в размере 28 000, 83 рублей с вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия и наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции в части взысканной в пользу Жигжитова А.В. суммы процентной надбавки.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационных жалоб.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы являются предметом регулирования Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Права сотрудника федеральной противопожарной службы перечислены в статье 11 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.
Сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 67 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 были установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237).
В соответствии с пунктом 7 раздела I "Размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 в Республике Бурятия к районам, в которых установлен районный коэффициент в размере 1, 3, отнесены Баунтовский эвенкийский, Муйский и Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск.
Пунктом 20 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) отнесена Республика Бурятия - Баргузинский, Баунтовский, Курумканский, Муйский, Окинский и Северо-Байкальский районы.
В соответствии с пунктом 21 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 к южным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц применяются процентные надбавки в размере до 30 процентов (IV группа территорий), отнесена Республика Бурятия - территория Республики, за исключением территорий, указанных в пункте 20 настоящего приложения.
Пунктом 2 Правил применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, предусмотрено, что выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия военнослужащего (сотрудника) в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).
Согласно абзацу второму пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г, в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 1 апреля 2023 г. размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах Российской Федерации, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях Российской Федерации) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58).
В пункте 7 Раздела I "Размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях Российской Федерации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 к районам, в которых применяется коэффициент 1, 3, отнесена Республика Бурятия - городской округ город Северобайкальск, муниципальные районы Баунтовский эвенкийский, Муйский, Северо-Байкальский.
Пунктом 21 раздела IV "Размеры процентных надбавок за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях Российской Федерации, в зависимости от периодов военной службы (службы, трудовой деятельности) в этих районах и местностях Российской Федерации" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58 к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий), отнесена Республика Бурятия - городской округ город Северобайкальск, муниципальные районы Баргузинский, Баунтовский эвенкийский, Курумканский, Муйский, Окинский, Северо-Байкальский.
Таким образом, из приведенных норм следует, что г. Северобайкальск отнесен к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий) постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 58, вступившим в силу с 1 апреля 2023 г, ранее действовавшим с 1 января 2013 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 г. Северобайкальск не был отнесен к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих, сотрудников и лиц выплачиваются процентные надбавки в размере до 50 процентов (III группа территорий), следовательно оснований для применения после 1 января 2013 г. в отношении денежного довольствия сотрудников федеральной противопожарной службы процентной надбавки в размере 50% не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебный спор в федеральной противопожарной службе (далее - служебный спор) - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем и сотрудником федеральной противопожарной службы или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник федеральной противопожарной службы для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ установлено, что сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Поскольку нормами специального законодательства регламентирован порядок обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора, о нарушении своих прав Жигжитову А.В. стало известно начиная с января 2020 г, так как денежное довольствие начислялось и выплачивалась ежемесячно, и он получал расчетные листки, Жигжитов А.В. не был лишен возможности в любой момент прохождения службы истребовать у ответчика документы о порядке начисления ему денежного довольствия и получить соответствующие разъяснения, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы Жигжитова А.В, пришел к правомерному выводу о пропуске установленного законом срока для обращения в суд для разрешения служебного спора о взыскании недополученного денежного довольствия за период с января 2020 г. по март 2023 г.
Доводы кассационной жалобы Жигжитова А.В. о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о пропуске срока на обращение в суд за разрешением спора, об уважительности пропуска указанного срока не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции.
Доводов по существу спора Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия о том, что в резолютивной части апелляционного определения не указано на частичное удовлетворение его апелляционной жалобы не могут быть повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, так как из апелляционного определения усматривается, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, указав при этом в резолютивной части, какие суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу Жигжитова А.В.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жигжитова Андрея Васильевича, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.