Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N70RS0001-01-2023-001719-41 (2-1660/2023) по иску Беляниной Инны Леонидовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Беляниной Инны Леонидовны на решение Кировского районного суда г. Томска от 31 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Белянина И.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее- ОСФР по Томской области) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и назначении страховой пенсии по старости.
В обосновании требований указала, что работала заместителем директора по учебно-производственной работе в ГОУ НПО Профессиональное училище N 2 при Воспитательной колонии N 2 (переименовано в ФКПОУ N 286 ФСИН России) с 25 ноября 1996 г. по 15 октября 2005 г, льготный стаж ее работы составил 8 лет 3 мес. 24 дня, что более 83 % от необходимого по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2022 г, признавшего п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не соответствующим ряду норм Конституции Российской Федерации, полагала, что имеет основания к назначению страховой пенсии досрочно - с даты обращения за ее назначением в компетентный орган, то есть с 28 декабря 2022 г.
Однако решением ОСФР по Томской области от 15 февраля 2023 г. N в назначении пенсии ей необоснованно отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа, дающего право на назначение страховой пенсии.
Просила суд признать неправомочным решение ОСФР по Томской области от 15 февраля 2023 г. N, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления - с 28 декабря 2022 г, выплатить рассчитанную сумму ежемесячной пенсии 17 382, 77 руб, умноженную на количество месяцев с даты подачи заявления (28 декабря 2022 г.).
Решением Кировского районного суда г. Томска от 31 июля 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 октября 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 31 июля 2023 г. оставлено без изменения.
Белянина И.Л. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об изменении судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований удовлетворения жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Белянина И.Л. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 6 августа 1998 г, работала заместителем директора по учебно-производственной работе в Профессиональном училище N2 при УИН УВД г. Томска с 25 ноября 1996 г. по 15 октября 2005 г. на 1.0 ставки.
Продолжительность периода работы Беляниной И.Л, подлежащего учету по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 8 лет 3 месяца 24 дня.
ОСФР по Томской области при оценке пенсионных прав истца указанный период работы учтен, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета в отношении истца, архивными справками от 28 ноября 2017 г. N, от 22 декабря 2017 г. N "адрес", от 15 января 2021 г. N.
28 декабря 2022 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, предусмотренной п. 17 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона "О страховых пенсиях" решением ОСФР по Томской области от 15 февраля 2023 г. N Беляниной И.Л. в назначении досрочной пенсии отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу об отсутствии у Беляниной И.Л. предусмотренной п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимой продолжительности специального стажа, указав на ошибочность толкования ею положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2022 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Отклоняя доводы истца о неприменении судом первой инстанции положений п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсии в связи с особыми условиями труда", суд апелляционной инстанции исходил из того, что период работы истца в должности заместителя директора по учебно-производственной работе в ГОУ НПО Профессиональное училище N 2 г. Томска засчитан ОСФР по Томской области в специальный стаж истца, иного материалы дела не содержат.
Ссылку истца на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 4 октября 2022 г, которым п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" признан противоречащим Конституции Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, поскольку принятым 4 октября 2022 г. Постановлением N 40-П Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя уточнить пенсионные права работников системы исполнения наказаний, а п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и ст. 12 и 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" признал не соответствующими Конституции Российской Федерации только в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция касается исключительно вопроса об установлении в рамках специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, что неприменимо к спорным правоотношениям, поскольку оценка условий труда Беляниной И.Л. в период ее работы в ГОУ НПО Профессиональное училище N 2 г. Томска не проводилась, взносы по дополнительным тарифам не уплачивались, при этом спора о продолжительности специального стажа не имеется.
Доводы о том, что истец достигла возраста 55 лет, имеет общий трудовой стаж 34 года 5 месяцев и 20 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 80, 046, по мнению суда апелляционной инстанции, на выводы суда первой инстанции не влияют, поскольку законом установлено необходимое количество специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по указанному основанию для женщин -10 лет. решения не опровергают.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением N 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп. 17 п. 1 ст. 27 этого закона, далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно положениям ст. 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в п. 1 ст. 10).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 24 мая 2023 г. период работы Беляниной И.Л. в ГОУ НПО Профессиональное училище N 2 г. Томска учтен ответчиком в специальный стаж по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как 8 лет 3 месяца 24 дня.
Белянина И.Л. указанное обстоятельство не оспаривала, напротив, подтвердила, что работала в ГОУ НПО Профессиональное училище N 2 г. Томска заместителем директора по учебно-производственной работе с 25 ноября 1996 г. по 15 октября 2005 г. с учетом отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет.
Установив, что специальный стаж Беляниной И.Л, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 8 лет 3 месяца 24 дня, что меньше предусмотренного законом (10 лет), что в законе не содержится условий о назначении досрочной страховой пенсии в случае если отработано более 80 % стажа, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что наличие у истца специального стажа 8 лет 3 месяца 24 дня дает ей основание для назначение досрочной страховой пенсии, ссылки на вышеуказанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, повторяют доводы иска, были предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции, оснований не соглашаться с выводами которых у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с выводами суда первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, оснований отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 379.7, ст. 390, ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 31 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Беляниной И.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.