Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0041-01-2023-000497-56 (2-334/2023) по иску Зябкина Олега Алексеевича к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" о взыскании убытков, вытекающих из трудовых отношений, по кассационной жалобе Зябкина Олега Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Зябкин О.А. обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее- АО "УК "Кузбассразрезуголь") о взыскании убытков, вытекающих из трудовых отношений.
В обоснование требований указал, что первоначально 23 мая 2022 г. обратился с заявлением в Пенсионный фонд РФ о назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением пенсионного фонда ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду того, что работодателем АО "УК Кузбассразрезуголь" переданы сведения о его работе за период с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2017 г. в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическим процессе в разрезе по Списку 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Зябкин О.А. обратился в суд к работодателю АО "УК Кузбассразрезуголь" с иском о возложении обязанности по передаче сведений о его работе по Списку 1 для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Калтанского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г. на АО "УК Кузбассразрезуголь" возложена обязанность о предоставлении в Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу в отношении Зябкина О.А. сведений индивидуального персонифицированного учета в количестве 1 148 смен в качестве водителя, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе в разрезе по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку N 1.
После вступления в законную силу решения Калтанского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г. Зябкин О.А. 16 марта 2023 г. повторно обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Пенсионного фонда РФ от 31 марта 2023 г. ему назначена досрочная страховая пенсия по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 марта 2023 г.
В связи с тем, что при первоначальном обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 23 мая 2022 г. пенсия истцу назначена не была, он понес убытки в виде недополученной пенсии за период с 23 мая 2022 г. по 16 марта 2023 г, которые, по его расчету, составляют 236 782, 16 руб.
Полагая, что убытки он понес по вине работодателя, который не передал своевременно сведения о его работе по соответствующему Списку, просил суд взыскать убытки с АО "УК Кузбассразрезуголь".
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца убытки в виде недополученной пенсии в размере 197 504, 49 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2023 г. решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 15 августа 2023 г. отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зябкиным О.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2023 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 2003 году истец работает в АО "УК Кузбассразрезуголь", с декабря 2011 года "Калтанский угольный разрез" ведет горные работы на глубине, превышающей 150 метров.
Истец 23 мая 2022 г. обратился с заявлением в отдел пенсионного фонда о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Из решения ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу следует, что работодатель АО "УК Кузбассразрезуголь" передает сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении работника Зябкина О.А, как на лицо, занятое на транспортировании горной массы в технологическом процессе в разрезе глубиной менее 150 метров.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г. исковые требования Зябкина О.А. к АО "УК "Кузбассразрезуголь" о возложении обязанности по внесению сведений индивидуального персонифицированного учета удовлетворены, суд обязал ответчика предоставить в Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении Зябкина О.А, с включением 1 148 смен работы в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическим процессе в разрезе, глубиной более 150 метров, подлежащих включению в стаж.
После вступления указанного решения в законную силу, истец 16 марта 2023 г. вновь обратился в пенсионный орган, однако, пенсия ему была назначена не с момента первого обращения - 23 мая 2022 г, а с момента повторного обращения.
Суд первой инстанции, ссылаясь на преюдициальное значение решения Калтанского районного суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г, назначение истцу досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 марта 2023 г, пришел к выводу о взыскании с работодателя в пользу истца в качестве убытков 197 504, 49 руб. недополученной пенсии, исходя из вины работодателя, который передал в пенсионный орган недостоверные сведения и при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении пенсии - 23 мая 2022 г. ему в назначении пенсии было отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с выводами суда первой инстанций не согласилась, полагая, что рассмотрение данного спора, со ссылкой, по сути, только на преюдициальное значение решения Калтанского районного суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г. является не верным.
По запросу суда апелляционной инстанции у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОСФР по Кемеровской области) и у работодателя - АО "УК Кузбассразрезуголь" истребованы дополнительные документы.
Как следует из сведений, представленных ОСФР по Кемеровской области Зябкину О.А, обратившемуся в Пенсионный орган 16 марта 2023 г. назначена досрочная страховая пенсия по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 марта 2023 г. бессрочно.
23 мая 2022 г. при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" решением пенсионного органа от 16 июня 2022 г. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Так же из представленных доказательств следует, что страховые взносы, дополнительные тарифы, уплачиваемые за работников, работающих во вредных условиях труда уплачиваются ответчиком в целом за работников и не являются персонифицированными, не начисляются на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
По данным расчетом АО "УК Кузбассразрезуголь" с 1 января 2013 г. производит начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам.
Из справки АО "УК Кузбассразрезуголь" следует, что на основании решения суда Зябкину О.А. произведена корректировка сведений, переданных в Пенсионный фонд по включению 1 148 (2 года 03 месяца 02 дня) в стаж по Списку N 1 по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 вышеуказанного Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Суд апелляционной инстанции пришел к вывод о том, что суд первой инстанций при разрешении исковых требований Зябкина О.А. неправильно применил к спорным отношениям нормы права, регулирующие возмещение убытков, не учел разъяснения п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделал не соответствующий закону вывод о возложении на работодателя обязанности по выплате недополученной страховой пенсии по старости со дня возникновения у него права на страховую пенсию по старости.
Из п. 15. Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.) следует, что если гражданин в установленном законом порядке обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, однако в этом ему было отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (ст. 36).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В числе таких условий, исходя из положений ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент первоначального обращения истца в пенсионный орган), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В ч. 2 ст. 22 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 11, ст. 15 Федерального закона 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, обязанность по предоставлению в пенсионный орган сведений о застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, возложена на работодателя.
Исходя из ч. 1 ст. 28 Федерального закона N Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзц. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Как усматривается из материалов дела, работодатель, ссылаясь на отсутствие своей вины в передаче сведений о работе истца в Пенсионный фонд, приводил доводы и представлял доказательства, свидетельствующие о том, что на основании разъяснения Пенсионного фонда от 21 февраля 2020 г. N о том, что при наличии на разрезе нескольких участков глубиной мнее и более 150 метров, работникам не закрепленным постоянно за этими участками, льготные пенсии должны назначаться как работникам, занятым на совмещенных работах, то есть по Списку N 2, работодатель передавал сведения в ПФР в отношении Зябкина О.А. о его работе по Списку N2.
Также работодатель ссылался на то обстоятельство, что Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области, привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не оспаривало решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 16 декабря 2022 г. по иску Зябкина О.А. к работодателю о корректировке сведений, передаваемых для учета на индивидуальном лицевом счете.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы ст.ст. 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме, а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Зябкина О.А. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) применил правильно, придя к выводу о том, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и применение такой меры возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований к работодателю о взыскании убытков доказательств всей совокупности указанных фактов, не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что, по мнению истца, отказ пенсионного органа в назначении пенсии по первому заявлению от 23 мая 2022 г. является законным, о том, что вина работодателя выражается в передаче недостоверных сведений об условиях работы истца, поэтому работодатель должен нести ответственность, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции установлено отсутствие совокупности фактов, которые позволяли бы взыскать убытки с работодателя.
Указанные доводы кассатора направлены на переоценку собранных по делу доказательств, и установленных по делу обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, поскольку в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку нарушений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Зябкина О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.