Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1632/2023, УИД: 38RS0032-01-2023-001113-46 по иску Николаева Игоря Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы, периода прохождения военной службы по призыву, обязании включить в специальный страховой стаж период работы, период военной службы по призыву, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Николаева Игоря Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Николаев И.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы, периода прохождения военной службы по призыву, обязании включить в специальный страховой стаж период работы, период военной службы по призыву, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что решением государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 2 марта 2020 г. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что не достигнут пенсионный возраст и не предоставлены документы, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами). Путем суммирования стажа на соответствующих видах работ, всего 9 лет 10 дней, с учетом зачтенного Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в размере 13 лет 5 месяцев 27 дней стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", общий стаж работы Николаева И.Н. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составит 22 года 6 месяцев 7 дней (13-5-27+ 9- 0-10) при требуемом 15 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
У истца на дату подачи заявления о назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" был выработан стаж также и по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который составил 16 лет 07 месяцев 02 дня при требуемом 12 лет 6 месяцев. При таких условиях, двойном снижении возраста истец Николаев И.Н. имел право выхода на пенсию в возрасте 50 лет с 14 июля 2018 г, однако с учетом даты подачи заявления в возрасте 51 года, с 18 февраля 2020 г.
На основании изложенного, истец просил суд признать решение ответчика N от 2 марта 2020 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующих периодов: по Списку N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, периодов: с 19 октября 1986 г. по 9 декабря 1988 г. период службы в рядах Советской Армии; с 23 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда в бригаду Х. с выплатой полевого довольствия (приказ N от 20 января 1989г.) в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология", с 1 января 1992 г. по 10 декабря 1995 г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда в бригаде Х. с выплатой полевого довольствия в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология"; включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные периоды, признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты первоначального обращения за ее назначением - 18 февраля 2020 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2023 г. исковые требования Николаева Игоря Николаевича удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2023 г. постановлено:
"решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2023 г. отменить.
Принять по данному делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Николаева Игоря Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области от 2 марта 2020г. N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов: службы в рядах Советской Армии с 19 октября 1986 г. по 9 декабря 1988 г; работы в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология" с 23 января 1989г. по 31 декабря 1991 г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда; с 1 января 1992 г. по 10 декабря 1995 г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда;
возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области включить в специальный стаж Николаева Игоря Николаевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: службы в рядах Советской Армии с 19 октября 1986 г. по 9 декабря 1988 г; работы в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология" с 23 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г, с 1 января 1992 г. по 10 декабря 1995 г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда;
признании права и возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить Николаеву Игорю Николаевичу страховую пенсию по старости досрочно по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 февраля 2020 г;
взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу Николаева Игоря Николаевича расходов на уплату госпошлины в размере 300 рублей, отказать".
В кассационной жалобе истец Николаев И.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2023 г, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2023 г. оставить без изменения.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Николаева И.Н. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области получило судебное извещение 30 января 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что истец Николаев И.Н. обратился 18 февраля 2020 г. в государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 2 марта 2020 г. N Николаеву И.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что не достигнут пенсионный возраст и не предоставлены документы, выдаваемые в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
25 января 2023г. Николаев И.Н. вновь обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N Николаеву И.Н. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине не достижения возраста, дающего право на обращение за досрочным назначением пенсии.
Согласно указанному решению, стаж Николаева И.Н. на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2021 г. составил 16 лет 07 месяцев 02 дня при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев. Стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 13 лет 05 месяцев 27 дней при требуемом стаже 15 лет работы в районах Крайнего Севера (далее по тексту также КС) или 20 лет работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее по тексту также МКС). Страховой стаж составил 33 года 7 месяцев 23 дня, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2П - 35 лет 9 месяцев 7 дней. Пенсионный орган указал, что при наступлении условий, дающих право на досрочную страховую пенсию, Николаев И.Н. вправе реализовать право на нее путем подачи нового заявления о назначении страховой пенсии не ранее 14 июня 2023 г.
Согласно записям в трудовой книжке, датой заполнения 26 июня 1985г, Николаев И.Н. 23 января 1989 г. принят в Криволукскую нефтегазоразведочную экспедицию "Востсибнефтегазгеология" помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда; 24 января 1992 г. переведен помощником бурильщика разведочного бурения скважин на нефть и газ по 5 разряду; 10 декабря 1995 г. уволен по собственному желанию.
Согласно военному билету N, Николаев И.Н. с 19 октября 1986 г. по 9 декабря 1988 г. проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов его работы с 23 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г, с 1 января 1992 г. по 10 декабря 1995 г. в качестве помощника бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда с выплатой полевого довольствия в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология", суд первой инстанции, оценив архивные справки, личную карточку, список полевых, приравненных и специализированных организаций ПГО "Востсибнефтегазгеология", пришел к выводу, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца по указанному основанию.
Разрешая требования истца о включении в его специальный стаж как работу по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 19 октября 1986 г. по 9 декабря 1988 г, суд первой инстанции исходил из того, что за службой истца в рядах Советской Армии следовала работа, которая включена истцу в специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 и по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 (с 23 января 1989г. по 31 декабря 1991г, с 1 января 1992г. по 10 декабря 1995г.), пришел к выводу, что период военной службы по призыву продолжительностью 2 года 1 месяц 21 день подлежит включению в специальный стаж истца, согласно пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, применив правило перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в стаж работы на Крайнем Севере, с учетом установленного пенсионным органом стажа работы истца в районах Крайнего Севера, что с учетом суммирования со стажем на соответствующих видах работ, стаж истца составит более 15 лет, необходимых для назначения пенсии (13/05/27 + 09/00/10 = 22 года 06 месяцев 07 дней), суд первой инстанции сделал вывод, что право на пенсию возникло у истца с даты первого обращения - с 18 февраля 2020 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием полагая, что они противоречат установленным обстоятельствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г. (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 27).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
Поскольку спорные периоды истца приходились с 19 октября 1986г. по 9 декабря 1988 г. и с 23 января 1989 г. по 31 декабря 1991 г, суд апелляционной инстанции обоснованно применил к ним Список N 2 от 22 августа 1956г. N 1173, а к периоду с 1 января 1992 г. по 10 декабря 1995 г. применил Список N 2 от 26 января 1991 г.
Так, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах от 22 августа 1956г. N 1173, в соответствии с подпунктом "б" (инженерно-технические работники) раздела II (Геологоразведочные работы (поверхностные), а именно: геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические, каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции;- предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение а) рабочие: бурильщики шпуров и их помощники, буровые мастера (бурильщики); раздела XIII Бурение, добыча и переработка нефти, газа, переработка угля и сланца 1 Бурение а) рабочие: бурильщики и их помощники; 2 Добыча нефти и газа, а) рабочие: бурильщики и их помощники.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях от 26 января 1991г. Разделом XII Бурение, добыча и переработка нефти, газа, и газового конденсата, переработка угля и сланца разделом 2 Добыча нефти, газа и газового конденсата, предусмотрены: а) Рабочие 2130200а, Бурильщики капитального ремонта скважин 2130200а-11292.
Списком N 2 от 26 января 1991г. N 10 право на досрочное пенсионное обеспечение для работников, занятых в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых, геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, лесоустроительных и изыскательных работах, не предусмотрено.
Согласно положению Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976г. N 81/8 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и Постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах", по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (подраздел 1 "Производство проволоки и калиброванного металла", раздела VII "Производство метизов"), пенсии следует назначать инженерно-техническим работникам геологоразведочных районов, геологоразведочных отделов, разведок и районных геологоразведочных управлений бывшего Дальстроя, непосредственно занятым на геологоразведочных и поисковых работах (как инженерно-техническим работникам экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятым на геологоразведочных и поисковых работах); инженерно-техническим работникам, осуществляющим камеральные работы на месте производства геологоразведочных и поисковых работ (как инженерно-техническим работникам экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятым на геологоразведочных и поисковых работах).
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 (далее - Список N 2 от 26 января 1991г. N 10).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 г. требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку N 1 или Списку N 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Подтверждение постоянной занятости при выполнении работ в тяжелых условиях, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня до 1 января 1992г. не требовалось.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее по тексту также Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2), работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 6).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Подтверждение постоянной занятости при выполнении работ в тяжелых условиях, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня до 1 января 1992г. не требовалось.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец просил зачесть спорные периоды с 19 октября 1986г. по 9 декабря 1988г. по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пункту 2 части 1 статьи 30 названного Федерального закона.
Юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", является подтверждение совокупности условий: занятость на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ; непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях; выполнение предусмотренных работ в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции правомерно исходил из отсутствия доказательств полной и постоянной занятости истца в течение спорных периодов на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях; выполнение предусмотренных работ в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или участка.
Согласно архивным справкам ОГКУ "ГАИО" от 27 марта 2023г. N, N в документах архивного фонда Государственного унитарного геологического предприятия по разведке нефти и газа "Востсибнефтегазгеология" (до 5 декабря 1995г. - ГГП "Востсибнефтегазгеология"); до 1991г. - ПГО "Востсибнефтегазгелогия") в расчетных ведомостях по начислению заработной платы работникам Криволукской нефтеразведочной экспедиции за январь 1989 - декабрь 1991 гг, январь-июль, сентябрь-декабрь 1992 г, за январь-декабрь 1993 г, февраль- август, октябрь 1994 г, июль-декабрь 1995 г. имеются сведения о том, что Николаеву И.Н. начислялась заработная плата с выплатой полевого довольствия.
В соответствии с Положением о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах, утвержденным постановлением Минтруда России от 15 июля 1994г. N 56, полевые условия - это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанных с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Право на получение полевого довольствия имеют, в том числе работники основных и вспомогательных подразделений, работающие в полевых условиях и проживающие в местах производства работ (пункт 3 Положения).
Поскольку пенсионное законодательство предусматривало для назначения льготной пенсии работу непосредственно в полевых условиях, правом на получение полевого довольствия обладали работники основных и вспомогательных подразделений, работающие в полевых условиях и проживающие в местах производства работ, то, как правильно указал суд апелляционной инстанции, получение полевого довольствия не имеет значения для разрешения вопроса о включении спорных периодов в специальный стаж. Доказательств, подтверждающих занятость истца непосредственно на полевых геологических работах, приказы о направлении для выполнения работ в полевых условиях, выполнение работ в составе экспедиции, на участке, в отряде и партии, создания бригады, участка, материалы дела не содержат.
Сам факт получения полевого довольствия не свидетельствует о том, что истец был занят на полевых геологоразведочных работах, поисковых работах, и не подтверждает его занятость 80%, что не было принято во внимание судом первой инстанции.
Поскольку доказательств занятости на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ; непосредственное выполнение этих работ в полевых условиях; выполнение предусмотренных работ в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или участка истцом не представлено, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований у суда первой инстанции для удовлетворения исковых требований Николаева И.Н. о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 23 января 1989г. по 31 декабря 1991г, с 1 января 1992г. по 10 декабря 1995г. помощником бурильщика разведочного бурения скважин третьего разряда с выплатой полевого довольствия в Криволукской нефтегазоразведочной экспедиции "Востсибнефтегазгеология".
Также, обоснованно суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерном зачете в льготный стаж истца периода военной службы по призыву в рядах Советской Армии.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта "а", абзаце 3 подпункта "б" и абзаце 3 подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Из военного билета Николаева И.Н. следует, что в период с 19 октября 1986г. по 9 декабря 1988г. он проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. N 590.
Из пункта 109 названного Положения следует, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке (подпункт "к").
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абзац 16).
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, данный период (служба в рядах Советской Армии) может приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подпунктам "а", "б" (тяжелые условия труда) или "в", исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, что период службы по призыву может быть включен в стаж по Списку N 2 1956г. до 1 января 1992г. при условии, если периоду службы предшествует или после него следует стаж по Списку N 2 1956 г.
Поскольку как перед, так и после службы истца в рядах Советской Армии с 19 октября 1986г. по 9 декабря 1988г. следовала работа, которая не подлежит включению истцу в специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 и по Списку N2 от 26 января 1991г. N 10 (с 23 января 1989г. по 31 декабря 1991г, с 1 января 1992г. по 10 декабря 1995г.), суд апелляционной инстанции обоснованно указал об отсутствии оснований для включения периода военной службы по призыву в специальный стаж истца, по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, разрешая спор, суд первой инстанции привел правильные нормы пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пункта 2 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 о суммировании видов работ, однако, произвел суммирование стажа Николаева И.Н. с учетом правил перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в стаж работы на Крайнем Севере, сделав вывод о том, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера увеличится более чем на 9 лет: с 19 октября 1986г. по 9 декабря 1988г. - 2 года 01 месяц 21 день; с 23 января 1989г. по 31 декабря 1991г. - 2 года 11 месяцев 08 дней; с 1 января 1992г. по 10 декабря 1995г. - 3 года 11 месяцев 10 дней - 09 лет 10 дней, а с учетом установленного пенсионным органом стажа работы истца в районах Крайнего Севера - 13 лет 05 месяцев 27 дней.
С данным выводом суда первой инстанции о возможности перевода стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в стаж работы на Крайнем Севере, правомерно не согласился суд апелляционной инстанции указывая на то, что данный стаж должен рассчитываться отдельно, суммирование Списков не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет. Для назначения пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ суммирование списков не предусмотрено.
Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ, в том числе, работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2), работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 6), работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 11).
Согласно пункту 3 Правил, суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;
к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16-18.
Из решения пенсионного органа следует, что стаж Николаева И.Н. на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2021г. составил 16 лет 07 месяцев 02 дня при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев; стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 13 лет 05 месяцев 27 дней при требуемом стаже 15 лет КС или 20 лет МКС; страховой стаж составил 33 года 7 месяцев 23 дня, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. N 2П - 35 лет 9 месяцев 7 дней.
Согласно справке от 7 августа 2023г. Николаеву И.Н. с 14 июля 2023г. назначена пенсия по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях бессрочно.
Установив, что на 18 февраля 2020 г. у Николаева И.Н. условий для назначения пенсии по правилам части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не было, суд апелляционной инстанции ввиду отсутствия оснований для признания права и возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить Николаеву И.Н. страховую пенсию по старости досрочно по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 февраля 2020г. правомерно отменил решение суда первой инстанции с принятием нового судебного акта, которым отказал в удовлетворении исковых требований Николаева И.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области надлежит в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, незаконности апелляционного определения в следствие неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права, регулирующих спорные правоотношения, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Николаева Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.