Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-34/2023 (УИД 24RS0027-01-2022-000722-72) по исковому заявлению Макеева Владимира Евгеньевича к муниципальному унитарному автотранспортному предприятию Кежемского района о взыскании задолженности по заработной плате, по кассационной жалобе администрации Кежемского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г.
по кассационной жалобе муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Макеев Владимир Евгеньевич (далее по тексту - Макеев В.Е, истец) обратился в Кежемский районный суд Красноярского края к муниципальному унитарному автотранспортному предприятию Кежемского района (далее по тексту - предприятие, ответчик) с иском о взыскании индексации заработной платы за период с января 2022 г. по сентябрь 2022 г. в размере 43 207, 67 рублей, задолженности по оплате районного коэффициента за период с января 2022 г. по сентябрь 2022 г. в размере 62 909, 66 рублей, об обязании предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 14 календарных дней.
Определением Кежемского районного суда Красноярского края от 23 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кежемского района.
Определением Кежемского районного суда Красноярского края от 21 марта 2022 г. прекращено производство по делу по иску Макеева В.Е. к муниципальному унитарному автотранспортному предприятию Кежемского района в части исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с января по сентябрь 2022 г. по оплате сверхурочной работы в размере 12 584, 62 рублей в связи с отказом истца от данных исковых требований.
Решением Кежемского районного суда Красноярского края от 21 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований Макеева В.Е. к муниципальному унитарному автотранспортному предприятию Кежемского района о взыскании индексации заработной платы за период с января 2022 г. по сентябрь 2022 г. в размере 43 207, 67 рублей, задолженности по оплате районного коэффициента за период с января 2022 г. по сентябрь 2022 г. в размере 62 909, 66 рублей, о возложении обязанности предоставлять дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 14 календарных дней отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. решение Кежемского районного суда Красноярского края от 21 марта 2023 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Макеева В.Е. к муниципальному унитарному автотранспортному предприятию Кежемского района о взыскании индексации заработной платы за период с января 2022 г. по июль 2022 г. Принято в этой части новое решение. С муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района в пользу Макеева В.Е. взыскана индексация заработной платы за период с января 2022 г. по июль 2022 г. в размере 28 040, 29 рублей. С муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 041, 21 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой с уточнениями, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. отменить в части взыскания с муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района в пользу Макеева В.Е. индексации заработной платы за период с января 2022 г. по июль 2022 г. в размере 28 040, 29 рублей, и взыскания с муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 1 041, 21 рублей, в остальной части оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. без изменения.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с условиями Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы базовая (минимальная) размеры тарифных коэффициентов носят примерный характер и не являются обязательными, а предприятиям пунктом 3.5 указанного отраслевого соглашения предоставлена возможность самостоятельно устанавливать тарифную сетку. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего первого разряда, установленная на предприятии соответствует пункту 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы. При этом соглашением прямо предусмотрено, что изменение базовой тарифной ставки в связи с установлением с 1 января 2022 г..нового минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в организациях, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно. С учетом представленного предприятием бухгалтерского баланса за 2021 г, а также сведений о том, что увеличение базовой тарифной ставки с 1 января 2022 г..не закладывалось и не учитывалось при формировании тарифов на пассажирские перевозки на 2022 г..отсутствуют основания для удовлетворения требований истца в оспариваемой части. У муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района отсутствует возможность производить повышение тарифов на перевозку пассажиров и багажа путем включения в состав расходов размера заработной платы, поскольку данные полномочия предоставлены Министерству транспорта Красноярского края.
Оплата труда истца в спорный период исходила из установленной трудовым договором тарифной ставки, которая соответствует Положению об оплате труда и не противоречит условиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, а с 1 августа 2022 г..тарифная ставка была увеличена. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе и в уточнениях к ней.
Администрация Кежемского района обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд в ином составе.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При наличии действовавшего в спорный период Краевого отраслевого соглашения по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Красноярского края на 2017 - 2019 годы, подписанного 23 декабря 2016 г..и продленного на 2020 - 2022 годы соглашением N 1, подписанного 21 октября 2019 г, участником которого являлось муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района, у последнего отсутствовало право самостоятельно заявлять о приостановлении индексации заработной платы, при том, что указанные полномочия, могли быть предоставлены только Министерству транспорта Красноярского края, Общественной организации "Красноярская территориальная (краевая организация общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", а также Региональному объединению работодателей "Красноярский краевой автотранспортный союз", которыми подписывалось краевое соглашение. В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции данное обстоятельство не исследовалось, у вышеуказанных лиц судом не запрашивались сведения об отказе от присоединения к Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы при наличии Краевого отраслевого соглашения по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Красноярского края на 2017 - 2019 годы, а также не исследовался вопрос имелось ли право у лиц, присоединившихся изначально к краевому соглашению и соблюдающими все условия без отказа дальнейшего его соблюдения присоединяться к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
При наличии краевого соглашения и соглашения N 1, действовавших на территории Красноярского края и непризнанных недействительными, в том числе, в части установления базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, с учетом позиции Министерства транспорта Красноярского края у муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района отсутствовала возможность повышения тарифов на перевозку пассажиров и багажа путем включения в состав расходов размеры заработной платы, установленные Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, что влекло автоматически невозможность соблюдения требований отраслевого соглашения. Суд апелляционной инстанции формально применил положения отраслевого соглашения, не прибегая к оценке правомерности включения в имеющееся на предприятии Положение об оплате труда и премировании работников норм о размере базовой (минимальной) тарифной ставки. Государство гарантирует не минимальный размер должностного оклада, а минимальный размер реальной заработной платы и оставляет соответствующие вопросы на усмотрение сторон трудовых отношений исходя из фактических обстоятельств, в которых находится работодатель. Установленная краевым соглашением базовая (минимальная) тарифная ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда на уровне ниже минимального размера оплаты труда, основывалась на социально-экономических обстоятельствах в автотранспортной отрасли на территории Красноярского края, где также применяются надбавки с учетом природно-климатических условий и местности. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 марта 2021 г. муниципальным унитарным автотранспортным предприятием Кежемского района с Макеевым В.Е. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Макеев В.Е. был на работу водителем автобуса 5 разряда.
По условиям трудового договора работа для работника является основным местом работы и носит разъездной - подвижный характер (пункт 1.3); местом работы работника является - Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. 2-я Коммунальная, д. 20, строение 1 (пункт 1.6); за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается: тарифная ставка в размере 102, 75 рублей, надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 50%, районный коэффициент в размере 30% (пункт 4.1); работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с предоставлением выходных по скользящему графику (пункт 5.1); работнику предоставляется основной ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, продолжительностью 16 календарных дней (пункт 5.4).
Приказом муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района от 11 марта 2021 г. N Макеев В.Е. принят на работу водителем автобуса 5 разряда с тарифной ставкой 102, 75 рублей и надбавками.
Положением об оплате труда и премировании работников, утвержденным 11 ноября 2020 г, разработанного в том числе на основании Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, установлено, что предприятие применяет тарифную систему оплаты труда (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации) (пункт 1.5); тарифная ставка первого разряда работника при работе в нормальных условиях труда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда), устанавливается в соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и на момент утверждения настоящего Соглашения составляет 12 130 рублей.
Тарифная ставка работников 1 разряда подлежит ежегодному пересмотру в соответствии с официальными индексами фактического роста потребительских цен с целью приближения к уровню показателя установленного прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. В случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, предусмотренной Отраслевым соглашением, работодатель вправе синхронизировать дату ее установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов, учитывая размеры и сроки, предусмотренные краевым законодательством (пункт 2.1); размер заработной платы работника первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда) не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Кежемском районе (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае) (пункт 3.1); к заработной плате работников устанавливается районный коэффициент в размере 1, 3 и процентная надбавка до 50% к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 3.6).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 26 сентября 2022 г. с 1 августа 2022 г. Макееву В.Е. установлена тарифная ставка 112, 97 рублей.
Согласно расчетным листкам в спорный период Макееву В.Е. начислялась заработная плата в соответствии с условиями трудового договора, исходя из установленной с 1 августа 2022 г. часовой тарифной ставки 112, 97 рублей, в том числе с учетом районного коэффициента 30%, какой-либо способ индексации заработной платы, помимо увеличения тарифной ставки, работодателем не осуществлялся.
Макеев В.Е, указав, что с начала 2022 г. ответчиком при увеличении минимального размера оплаты труда индексация заработной платы с учетом уровня инфляции не производилась, заработная плата ему выплачивается с применением районного коэффициента 1, 3, в то время как для Кежемского района установлен районный коэффициент 1, 6, условия труда у него вредные, работодатель не предоставляет ему дополнительный отпуск за вредные условия труда, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования Макеева В.Е. о взыскании с ответчика индексации заработной платы за период с января по сентябрь 2022 г, суд первой инстанции, приняв во внимание положения пункта 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, которыми предусмотрена возможность поэтапного изменения базовой тарифной ставки в связи с установлением с 1 января 2022 г. нового минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в организациях, испытывающих финансовые затруднения, представленные ответчиком бухгалтерские балансы за 2021 г, а также сведения о том, что увеличение базовой тарифной ставки с 1 января 2022 г. не учитывалось при формировании тарифов на пассажирские перевозки на 2022 г, пришел к выводу, что оплата труда истца в спорный период, исходя из установленной трудовым договором тарифной ставки соответствует условиям трудового договора, Положению об оплате труда и премировании работников, и не противоречит условиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы для работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, при этом с 1 августа 2022 г. тарифная ставка увеличена.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате районного коэффициента, суд, руководствуясь положениями статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", согласно которому Кежемский район отнесен к районам приравненным к районам Крайнего Севера, постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 22 ноября 1960 г. N 1296/30 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог", согласно которому к заработной плате работников в Кежемском районе Красноярского края применяется районный коэффициент 1, 3, приняв во внимание пункт 4.1 трудового договора об установлении районного коэффициента 1, 3, с применением которого в спорный период согласно расчетных листков истцу начислялась и выплачивалась заработная плата, исходил из того, что выплата истцу ответчиком заработной платы в спорный период с применением районного коэффициента 1, 3 закону не противоречит.
Отклоняя доводы истца о необходимости применения районного коэффициента 1, 6 в соответствии с решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 9 июля 1991 г. N 151-П "Об установлении единого районного коэффициента по Кежемскому району", суд указал, что данное решение принято в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера", которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 466 признано утратившим силу с 28 июня 2011 г, и к спорным отношениям применению не подлежит, к категории работников, которым в соответствии с положениями статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливается более высокий размер районных коэффициентов истец не относится.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования Макеева В.Е. о возложении на ответчика обязанности по предоставлению ему дополнительного отпуска за вредные условия труда, суд сославшись на положения статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что по результатам специальной оценки условия труда истца не отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Макеева В.Е. к муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района о взыскании индексации заработной платы за период с января 2022 г. по июль 2022 г.
Отменяя в указанной части решение суда и принимая новое решение о взыскании с ответчика в пользу истца индексации заработной платы за период с января 2022 г..по июль 2022 г..в размере 28 040, 29 рублей, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения 45, 48, 49 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что обязанность исполнения положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, ответчиком не оспаривается, локальный нормативный акт предприятием разработан, в том числе, на основании отраслевого соглашения, и по общему правилу, закрепленному в пункте 3.1 отраслевого соглашения, предприятие обязано было установить новые тарифные ставки работниками, исходя из тарифной ставки рабочего первого разряда в размере нового минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, установленного с 1 января 2022 г..Возможность поэтапного осуществления данной обязанности предусмотрена лишь в организациях, испытывающих финансовые трудности и в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников, вместе с тем из документов, представленных ответчиком в суд первой инстанции и по запросу суда апелляционной инстанции, предприятие в связи с установлением с 1 января 2022 г..минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в размере 13 890 рублей никаких приказов (распоряжений) не издавало и до сведения работников сроки повышения тарифной ставки в связи с повышением размера минимального размера оплаты труда в Российской Федерации не доводило, представительный орган работников на предприятии отсутствует, повышение тарифной ставки работников осуществлено ответчиком лишь с 1 августа 2022 г..путем издания приказа от 12 сентября 2022 г..N 133 "Об утверждении штатного расписания" со ссылкой на отраслевое соглашение и согласование с учредителем учреждения в лице исполняющего
полномочия Главы Кежемского района, без указания оснований для несвоевременного введения новых тарифных ставок работников, как и для их введения только с 1 августа 2022 г..
Также суд апелляционной инстанции указал, что положениями пункта 3.3. отраслевого соглашения прямо предусмотрено, что индексация (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего первого разряда, указанного в пункте 3.1, производится одновременно с изменением минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации, данная норма не претерпела изменений и ее выполнение не поставлено в зависимость от финансового положения работодателей.
С учетом изложенного и положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усмотрел законных оснований для неприменения ответчиком индексации заработной платы истца, установленной положениями пункта 3.3. отраслевого соглашения с даты повышения размера минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, то есть с 1 января 2022 г.
По расчету суда апелляционной инстанции, приведенному в апелляционном определении, недополученная истцом сумма заработной платы за период с января по июль 2022 г. включительно в связи с несвоевременной индексацией тарифной ставки составила 28 040, 29 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации: регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений; соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Трудовые отношения согласно абзацу первому статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства. Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. Таким соглашением, заключенным полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, действие которого распространяется на муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района является Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Настоящее Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации (Федеральное отраслевое соглашение) на 2020 - 2022 годы заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (абзац первый пункта 1.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (абзац второй пункта 1.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей (абзац третий пункта 1.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы сторонами Соглашения являются: - работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; - работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАС, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
В пункте 1.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы указано, что настоящее Соглашение: - является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; - распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; - распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений; - устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет средств организаций; - является основой при заключении отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, трудовых договоров с работниками организаций.
Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, включаются в установленном порядке в регулируемые или договорные цены на производимую организациями продукцию (выполняемые работы, услуги) (пункт 1.6 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
Разделом 3 "Оплата труда" Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы определены основные положения об оплате труда работников. В числе таких положений - базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда.
В соответствии с абзацем первым пункта 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта (абзац второй пункта 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения (абзац третий пункта 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.
Дополнительным соглашением N 2 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденным Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 29 декабря 2021 г, абзац первый пункта 3.1 был дополнен текстом следующего содержания: "Установить, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 1 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников".
В силу абзаца первого пункта 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием (абзац второй пункта 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы).
В соответствии с таблицей N 1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы для водителей автобусов особо малого класса установлен коэффициент 2, 33, для водителей автобусов малого класса - 2, 44, для водителей автобусов среднего класса - 3, 26, для водителей автобусов большого класса - 3, 83, для водителей автобусов особо большого класса - 4, 07.
В соответствии с примечанием к таблице N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных)
Дополнительным соглашением N 1 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020 - 2022 годы, утвержденным Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз 27 марта 2020 г, было приостановлено действие пунктов 3.2, 3.6.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020 - 2022 годы до 1 января 2021 года; на время действия приостановки (до 1 января 2021 г.) пункт 3.2 изложен в следующей редакции: "Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в размере двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Дополнительным соглашением N 2 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденным Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 29 декабря 2021 г, пункт 3.2. Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы изложен в следующей редакции: "Минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Стороны рекомендуют устанавливать в региональных (территориальных) отраслевых соглашениях, коллективных договорах организаций размеры месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, на уровне не менее приведенных в приложении N 6 к настоящему Отраслевому соглашению".
В соответствии с пунктом 3.3 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы индексация (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, производится одновременно с изменением МРОТ, принятого в Российской Федерации. Увеличение размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2, осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункту 3.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0, 2.
Дополнительным соглашением N 2 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденным Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 29 декабря 2021 г, последнее предложение абзаца первого пункта 3.5. Соглашения изложена в следующей редакции: "При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0, 2".
Из положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы следует, что оно распространяется на работодателей - организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, к числу которых относится муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района осуществляющее деятельность в сфере автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Отраслевым соглашением определены положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в сфере автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Работодатель, на которого распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.
Приняв во внимание положения статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 1.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, установив, что это соглашение, равно как и положения в нем об оплате труда, в частности об индексации, является для муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района обязательным, порядок поэтапного введения новых тарифов предусматривает обязательность его согласования, в том числе сроков введения, с представительным органом работников, при этом исходя из содержания соглашения, презюмируется, что до сведения работников информация о конкретных сроках введения новых тарифных ставок в связи с повышением минимального размера оплаты труда, должна быть доведена не позднее даты установления нового минимального размера оплаты труда, то есть 1 января 2022 г, такое решение работодателя должно быть документально оформлено с указанием конкретного срока введения и обоснованно, вместе с тем муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района в связи с установлением с 1 января 2022 г..минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в размере 13 890 рублей никаких приказов (распоряжений) не издавало и до сведения работников сроки повышения тарифной ставки в связи с повышением размера минимального размера оплаты труда в Российской Федерации не доводило, представительный орган работников на предприятии отсутствует, повышение тарифной ставки работников осуществлено муниципальным унитарным автотранспортным предприятием Кежемского района лишь с 1 августа 2022 г..путем издания приказа от 12 сентября 2022 г..N "Об утверждении штатного расписания" со ссылкой на отраслевое соглашение и согласование с учредителем учреждения в лице исполняющего полномочия Главы Кежемского района, без указания основания для несвоевременного введения новых тарифных ставок работников, как и для их введения только с 1 августа 2022 г, тогда как
положениями пункта 3.3. отраслевого соглашения прямо предусмотрено, что индексация (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих первого разряда, указанного в пункте 3.1, производится одновременно с изменением минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации, и исполнение данной нормы не поставлено в зависимость от финансового положения работодателей, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района законных оснований для неприменения индексации заработной платы Макеева В.Е. с 1 января 2022 г..
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района о финансовых трудностях не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку с учетом отсутствия в материалах дела доказательств того, что предприятие испытывало финансовые затруднения, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что право работника на индексацию заработной платы не должно предопределяться финансовыми возможностями работодателями, финансовые затруднения не могут оправдывать невыплату работнику предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы.
Доводы кассационной жалобы муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района об отсутствии возможности производить повышение тарифов на перевозку пассажиров и багажа путем включения в состав расходов размера заработной платы, поскольку данные полномочия предоставлены Министерству транспорта Красноярского края, не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку данное обстоятельство не освобождает работодателя от обязанности соблюдать положения отраслевого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и устанавливающего общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.
Доводы кассационной жалобы муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района о том, что оплата труда Макеева В.Е. соответствовала условиям трудового договора, Положению об оплате труда и премированию работников, не противоречит условиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, а с 1 августа 2022 г. тарифная ставка была увеличена, не имеют правового значения, поскольку Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы в силу нормативных предписаний статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, и положения этого правового акта не могли быть проигнорированы предприятием при установлении оплаты труда Макееву В.Е.
Доводы кассационной жалобы администрации Кежемского района о том, что при наличии действовавшего в спорный период Краевого отраслевого соглашения по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Красноярского края на 2017 - 2019 годы, подписанного 23 декабря 2016 г, и продленного на 2020 - 2022 годы соглашением N 1, подписанного 21 октября 2019 г, участником которого являлось муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района, у последнего отсутствовало право самостоятельно заявлять о приостановлении индексации заработной платы, при том, что указанные полномочия, могли быть предоставлены только Министерству транспорта Красноярского края, Общественной организации "Красноярская территориальная (краевая организация общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", а также Региональному объединению работодателей "Красноярский краевой автотранспортный союз", которыми подписывалось краевое соглашение, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, частью 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Доводы кассационной жалобы администрации Кежемского района о том, что судом апелляционной инстанции не запрашивались сведения об отказе муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района от присоединения к Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы при наличии Краевого отраслевого соглашения по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту Красноярского края на 2017 - 2019 годы, а также не исследовался вопрос имелось ли право у лиц, присоединившихся изначально к краевому соглашению и соблюдающими все условия без отказа дальнейшего его соблюдения присоединяться к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку муниципальное унитарное автотранспортное предприятие Кежемского района не заявляло письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда, на что также было обращено внимание в письме Минтруда России от 3 февраля 2020 г. N "О присоединении к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы".
Доводы кассационной жалобы администрации Кежемского района о том, что государство гарантирует не минимальный размер должностного оклада, а минимальный размер реальной заработной платы и оставляет соответствующие вопросы на усмотрение сторон трудовых отношений исходя из фактических обстоятельств, в которых находится работодатель, установленная краевым соглашением базовая (минимальная) тарифная ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда на уровне ниже минимального размера оплаты труда, основывалась на социально-экономических обстоятельствах в автотранспортной отрасли на территории Красноярского края, где также применяются надбавки с учетом природно-климатических условий и местности, являются несостоятельными, поскольку пунктом 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы установлено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации, в региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона, поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта.
Буквальное содержание пункта 3.1 указанного отраслевого соглашения не носит рекомендательного характера для его участников.
По существу доводы приведенные в кассационных жалобах выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании приведенных норм материального права, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального или процессуального права, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кежемского района, кассационную жалобу муниципального унитарного автотранспортного предприятия Кежемского района - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.