N 88-4696/2024
г. Кемерово 1 марта 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Смирновой С.А, рассмотрев гражданское дело N 22RS0117-01-2023-001032-41 по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Троицкого района к Исаенко Галине Анатольевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, по кассационной жалобе Исаенко Галины Анатольевны на решение мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Алтайского края от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение Троицкого районного суда Алтайского края от 19 декабря 2023 г,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальных услуг Троицкого района (далее МУП ЖКУ Троицкого района) обратилось в суд с иском к Исаенко Г.А. о взыскании задолженности по оплате за оказанные услуги по вывозу жидких-бытовых отходов (ЖБО) по "адрес" за период с 1 апреля 2019 г. 28 февраля 2023 г. в размере 16 999, 37 руб, пени в размере 3776, 17 руб, а также расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что Исаенко Г.А. является собственником указанных квартир, МУП ЖКУ Троицкого района оказывает услуги по вывозу ЖБО, расчет услуги производится по согласованию с жильцами исходя из общего объема вывезенных отходов из общей выгребной ямы трех многоквартирных домов с последующим распределением начисления оплаты пропорционально объему потребляемой воды в каждой квартире. Исаенко Г.А. систематически не доплачивал за предоставляемую ей услугу, в связи с чем образовалась задолженность, которую истец спросит взыскать с ответчика в полном объеме. С учетом уточнения требований просил взыскать с ответчика задолженность за период с 1 марта 2020 г. по 31 января 2023 г. в размере 13 466, 75 руб, пени за период с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2023 г. в сумме 992, 69 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района от 5 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Троицкого районного суда Алтайского края от 19 декабря 2023 г. исковые требования Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Троицкого района удовлетворены частично, взыскано с Исаенко Г.А. в пользу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг Троицкого района задолженность по оплате за период с 1 марта 2020 г. по 31 января 2023 г. по оказанным услугам по вывозу ЖБО по "адрес" в размере 13 466, 75 руб, пени за период с 11 февраля 2021 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 500 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 578, 28 руб, В остальной части требований отказано. Возвращена МУП ЖКУ Троицкого района государственная пошлина в части переплаты в размере 648, 62 руб, уплаченная по платежному поручению N 562 от 28 апреля 2023 г. на сумму 823 руб.
В кассационной жалобе Исаенко Г.А. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор выражает несогласие с выводом суда о наличии задолженности, и был представлен свой расчет, которому не дана оценка. Кассатор полагает, что вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой. Услуги по сбору и вывозу ЖБО оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз ЖБО по возмездному договору, в котором установлена стоимость. Договор с истцом не заключался, в связи с чем исковые требования являются незаконными.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Исаенко Г.А. на праве собственности с 21 сентября 2022 г. принадлежит квартира N по "адрес". До указанного времени собственником квартиры являлась третье лицо ФИО6 При этом фактически в спорный период в квартире последняя проживала с семьей Исаенко Г.А. и оплату жилищно-коммунальных услуг производила Исаенко Г.А.
Многоквартирный двухэтажный жилой дом по "адрес" при строительстве оборудован централизованной системой холодного водоснабжения, однако не подключен к централизованной системе водоотведения, отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения от внешней стены дома по канализационным сетям до септика, рассчитанного на использование также многоквартирными домами по "адрес".
Сброс сточных вод от ответчика производится в выгреб (септик) с последующим вывозом спецавтотранспортом на Троицкий полигон, расположенный по "адрес"
Согласно ответу на запрос администрации Троицкого района Алтайского края от 5 сентября 2023 г. N 250/П/4155 следует, что в "адрес" центральной систем водоотведения не имеется. Договор на вывоз и размещение жидких бытовых отходов заключен с МУП ЖКУ Троицкого района. Канализационный выгреб, обслуживающий дома МКД, не является собственностью муниципального образования. Земельный участок по "адрес" не является собственностью муниципального образования.
Задолженность ответчика по оплате за период с 01 марта 2020 г. по 31 января 2023 г. по оказанным услугам по вывозу ЖБО по "адрес" составила 13466, 75 руб, размер пени за период с 11 февраля 2021 г. по 28 февраля 2023 г. составил 992 руб. 69 коп.
Разрешая спор, мировой судья и с ним согласилась апелляционная инстанция, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, руководствуясь ст. 210, ч. 3 ст. 432, ч. 3 ст. 438, п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1, ч. 4 ст. 154, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 23 ст. 2, п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", абз. 2 п. 5, пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установив, что жилой дом, в котором ответчику принадлежит квартира подключен к централизованным сетям водопровода, при этом имеется канализовано выгребная яма, откачку жидких бытовых отходов осуществляет истец, исходя из того, что ответчик обязана нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, в том числе производить оплату за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в том числе как потребитель оказанной услуги, обоснованно пришли к выводу о взыскании пропорционально доле в праве собственности доказательственно не оспоренной задолженности, взыскав также предусмотренную ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неустойку, применив к ее размеру положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении иска соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении к спорным правоотношениям норм материального и процессуального права, оснований не согласиться с ними не имеется.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Понятие жидких бытовых отходов дано в пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, действовавших в спорный период, которыми признаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Таким образом, из положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с чем плата за сбор и вывоз ЖБО входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно абзацу 2 пункта 5 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 августа 2003 г. N 170. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1). Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, осуществляется истцом по договорам с собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах собственников МКД.
Следовательно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальном образовании с. Троицкое Троицкого района Алтайского края является МУП ЖКУ Троицкого района.
Судами установлено, что поступающие в септик бытовые отходы относятся к сточным водам, но в связи с тем, что многоквартирный дом по "адрес" не подключен (технологически не присоединен) к централизованной системе водоотведения, вывоз жидких бытовых отходов осуществляется из приемника (септика), удаляются способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, в связи с чем данная услуга не может быть отнесена к водоотведению.
Согласно Уставу МУП ЖКУ Троицкого района, учредителем предприятия является "адрес". Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: жилищно-коммунальные услуги, в том числе производство и реализация тепловой энергии, услуги водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, сбор и вывоз, утилизацию и переболтку бытовых и промышленных отходов на территории Троицкого района (пункт 3.2 Устава).
Жилое помещение, принадлежащие ответчику, подключены к централизованным сетям водопровода, канализовано выгребной ямой. Помимо многоквартирного дома, в котором проживает ответчик, к выгребной яме подключены еще два дома, жильцы которых и жильцы 16 квартир МКД по "адрес", которые заключили с МУП ЖКУ Троицкого района договор на оказание услуг по вывозу ЖБО.
Вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы по месту жительства ответчика осуществляет МУП ЖКУ Троицкого района.
Из материалов дела следует, что на основании утверждённых руководителем МУП ЖКУ Троицкого района расчетов (цен) тарифов на вывоз ЖБО, договоров заключенных с жильцами на оказание услуг по вывозу и размещению жидких бытовых отходов стоимость оказания услуг по сбору и транспортировке жидких бытовых отходов для населения установлена с 1 января 2020 г. за 1 м куб. в размере 167 руб, с 1 октября 2022 г. в размере 266 руб. Кроме того, согласно договорам, заключенным МУП ЖКУ Троицкого района с жильцами, в частности, проживающими доме по "адрес", согласован расчет оплаты, который производится по фактическому объему вывезенных жидких бытовых отходов, пропорционально потребленному объему воды жильцами квартир.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что, поскольку оказываемая услуга по сбору и вывозу ЖБО относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является жилищной услугой, для расчета стоимости данной услуги подлежат применению положения части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и стоимость подлежит исчислению пропорционально доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Выводы судов согласуются с разъяснениями п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", в частности о том, что собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом; отсутствие письменного договора у собственника истцом не освобождает ее от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Довод кассационной жалобы об отсутствии, по мнению заявителя заключенного с истцом договора на вывоз ЖБО отклоняется как формальный, направленный на преодоление выводов суда о наличии на стороне ответчика спорной задолженности по оплате за оказанные услуги по вывозу жидких бытовых отходов в отношении собственников нескольких многоквартирных домов, поскольку в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 153, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на ответчике как собственнике жилого помещения лежит обязанность оплаты фактически оказанных истцом жилищно-коммунальных услуг. Доказательств осуществления функций откачки жидких бытовых отходов, в спорный период иным лицом ответчиком не представлено.
Все иные приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию кассатора при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены или не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов либо опровергали выводы судов.
На основании ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Иное толкование норм материального права не свидетельствует о неправильном применении их судом, выводы нижестоящих судов сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств дела, полно и всесторонне изученных в судебном разбирательстве и получивших надлежащую правовую квалификацию.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы обжалуемых судебных актов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Троицкого района Алтайского края от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение Троицкого районного суда Алтайского края от 19 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Исаенко Галины Анатольевны без удовлетворения.
Судья С.А.Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.