Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Смирновой С.А, Шабаловой О.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS00027-01-2023-000291-24 по исковому заявлению общества с ограниченно ответственностью "Магнит" к Старцевой Татьяне Ивановне о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Старцевой Татьяны Ивановны на решение Оконешниковского районного суда Омской области от 13 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Смирновой С.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченно ответственностью "Магнит" (далее ООО "Магнит") обратилось в суд с исковым заявлением к Старцевой Т.И. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указало, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и осуществляла деятельность в принадлежащем ей помещении по "адрес", при эксплуатации которого образуются ТКО, основным видом деятельности являлась торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. В период с 01 января 2020 г. по 28 февраля 2023 г. истец оказал ответчику услугу по обращению с ТКО, которые не были оплачены. В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика задолженность за оказанную услугу по обращению с ТК0 за период с 01 января 2020 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 424 998 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7450 рублей.
Решением Оконешниковского районного суда Омской области от 13 сентября 2023 г. исковые требования ООО "Магнит" удовлетворены.
Взыскана со Старцевой Т.И. в пользу ООО "Магнит" задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 424 998 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 450 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 ноября 2023 г. решение Оконешниковского районного суда Омской области от 13 сентября 2023 г. изменено.
Взыскана со Старцевой Т.И. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 397 983, 98 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7180 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Старцева Т.И. ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. В обоснование жалобы указала, что оснований для принятия искового заявления не имелось, поскольку истец не обращался по заявленному периоду в порядке приказного производства, истцом пропущен срок исковой давности, что не учтено судами.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Магнит" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет свою деятельность на всей территории Омской области, наделен соответствующим статусом на период десять лет, начиная с 1 апреля 2019 г.
Как подтверждается выпиской из ЕГРН, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 184, 7 кв.м. по "адрес", общей площадью 184, 7 кв.м.
За период с 1 января 2020 г. по 28 февраль 2023 г. включительно ответчик не производила оплату услуг по обращению с ТКО, в связи с чем образовалась задолженность в размере 424998, 00 руб, при этом начисления истцом произведены исходя из площади 120 кв.м. (50 + 70), фактически используемой для размещения магазина.
Разрешая спор, и, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив факт нарушения Старцевой Т.И. обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 (далее постановление Правительства РФ N 1156) (ч.2 ст. ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ). Указанным постановлением утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В п. 8(1) постановления Правительства РФ N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном указанным разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
1 апреля 2019 г. ООО "Магнит" опубликовал публичную оферту о договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора на своем сайте, а также в газете "Омский вестник".
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Дата начала оказания услуги по обращению с ТКО является 1 апреля 2019 г.
Согласно пункту 8(17) постановления Правительства РФ N 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) указанных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора (далее - типовой договор) и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил).
Суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что между истцом и ответчиком заключен публичный договор на предоставление услуг по вывозу ТКО по типовой форме договора, опубликованной на официальном сайте регионального оператора.
Судами отмечено, что отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличия у ответчика обязанности по уплате, оказанной истцом услуги.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с размером взысканной судом первой инстанции задолженности.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ, порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - постановления Правительства РФ N 505) установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В случае отсутствия у потребителя собственной контейнерной площадки, контейнера, а также отсутствия заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, объем ТКО, образуемый потребителем, учитывается исходя из нормативов накопления ТКО с учетом вида его деятельности.
В силу пункта 2.1 типового договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного РЭК Омской области единого тарифа на услугу регионального оператора.
В приложении к договору N от 1 июля 2020 г. указаны объем и место накопления ТКО, а также произведен расчет цены за оказание услуги по обращению с ТКО в месяц.
Поскольку у ответчика в спорный период отсутствовала собственная контейнерная площадка, а, соответственно, и возможность обособленного накопления ТКО в отношении своего объекта без совместного накопления с каким-либо иным хозяйствующим субъектом, истец произвел расчет стоимости оказанных услуг по нормативам накопления, утвержденным приказами РЭК Омской области и предельным тарифам на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, установленным в рассматриваемый период приказами РЭК Омской области.
Истцом при подаче искового заявления произведен расчет исковых требований по периодам: в соответствии с положениями приказа РЭК Омской области N 535/89 от 18 декабря 2020 г, которым установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит" который в период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. составлял 3034 руб. 44 коп. (НДС не предусмотрен), с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. тариф составляет 4800 руб. 72 коп. (НДС не предусмотрен).
По виду использования нежилых помещений ответчиком начисление за ТКО по помещению площадью 70 кв.м. произведено по категории 11 (продовольственные, промтоварные магазины) по тарифу 576, 09 руб. за куб.м, по помещению площадью 50 кв.м. произведено по категории 31 (ритуальные услуги) по тарифу 722, 50 руб.
За период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. произведен расчет требований согласно приказу РЭК Омской области N 106/40 от 11 августа 2022 г, которым установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит", который в период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. для всех категорий составлял 716, 19 руб, с 01 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. тариф составляет 1302, 84 руб./куб.м. в месяц, с 1 ноября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - 1222, 73 руб./куб.м. в месяц.
За период с 01 января 2022 г. по 28 февраля 2023 г. согласно приказу РЭК Омской области N 631/93 от 17 декабря 2022 г, которым установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит", который в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. для всех категорий составлял 1018, 95 руб, с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. тариф составляет 955, 61 руб./куб.м. в месяц.
Решением Омского областного суда от 5 апреля 2023 г. приказ Региональной энергетической комиссии Омской области N 631/93 от 17 декабря 2021 г. "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Магнит" признан не действующим со дня принятия приказа. Этим же решением на РЭК Омской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.
Во исполнение указанного судебного решения приказом РЭК Омской области N 205/62 от 12 октября 2023 г. установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Магнит", который в период с с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. для всех категорий составляет 984, 23 руб./куб. м, с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. тариф составляет 1078, 32 руб./куб.м. в месяц, с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. - 889, 14 руб./куб.м. в месяц.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 17 октября 2023 г, в силу п.2 данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
Исходя из положений абзаца первого пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства" суд апелляционной инстанции указал, что для разрешения указанного спора юридически значимым обстоятельством является вопрос о размере тарифа, установил, что применение тарифа на основании которого произведен расчет задолженности признан недействующим с даты его принятия, а поскольку на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции утверждены новые тарифы, относящиеся к части спорного периода, пришел к выводу об изменении решения суда в части уменьшения размера задолженности до 397983 руб. 98 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Доводы жалобы о необходимости оставления исковых требований без рассмотрения, о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, выводов суда не опровергают, не подтверждают незаконность судебных постановлений с позиции применения права, и сводятся лишь к несогласию с оценкой установленных обстоятельств и выражению иной правовой точки зрения заявителя жалобы.
Между тем, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для оставления искового заявления без рассмотрения не имеется и срок исковой давности истцом не пропущен.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию аналогичных обстоятельств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оконешниковского районного суда Омской области от 13 сентября 2023 г. с учетом изменения, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 30 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Старцевой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.