Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В, судей Папушиной Н.Ю, Смирновой С.А, прокурора Козлицкой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0001-01-2023-003989-33 по иску прокурора Дзержинского района г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дзержинец" о понуждении к совершению действий по кассационной жалобе представителя Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска - Греховой Е.С. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 09 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения прокурора Козлицкой О.С,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дзержинец" (далее - ООО "УК Дзержинец"), в котором просил обязать ответчика привести детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов по "адрес", в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее - Правила N 160).
В обоснование требований истцом указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "УК Дзержинец" законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части содержания общего имущества собственников многоквартирных домов (далее - МКД). В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД N, оформленном протоколом от 09 апреля 2018 г, принято решение о включении дворовой территории в муниципальную программу "Формирование современной городской среды" на 2018-2022 гг.
Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по "адрес" выполнялось в 2019 г. в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды".
Договор подряда на выполнение работ от 24 апреля 2019 г. N по озеленению территорий (обустройство газонов, живых изгородей, посадка деревьев и кустарников, снос и (или) обрезка зеленых насаждений, (корчевание пней), по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, установке малых форм, обустройству ограждения, заключен между ООО "УК "Дзержинец" (заказчик работ) с одной стороны, ИП Остапович Н.В. (подрядчик), с другой стороны, и Муниципальным казенным учреждением "адрес" "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда" (далее - МКУ "УТН").
При благоустройстве дворовой территории многоквартирных домов по "адрес", в том числе детской площадки, проектом было предусмотрено резиновое покрытие, установка малых форм и устройство ограждения.
09 декабря 2022 г. специалистом ФБУ "Новосибирский ЦСМ" в процессе исследования площадки выявлено, что часть игровых элементов (качели и качалка на пружине) находятся в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП), которая составляет менее 10 метров от стен сооружения ТП согласно Правил.
Фактическое минимальное расстояние от стены трансформаторной подстанции до ограждения детской площадки 1785 мм, до качалки "Лошадка" 7730 мм, до опоры качелей 7750 мм, что создает угрозу жизни и здоровью находящихся на детской площадке несовершеннолетних и иных лиц.
В ходе проведения проверки также установлено, что на земельном участке вблизи домов "адрес" находится трансформаторная подстанция N (1997 года постройки), которая с 2004 г. находится в собственности Акционерного общества "Региональные электрические сети" (далее - АО РЭС). Согласно представленной информации АО "РЭС", представители домов "адрес" при организации и установке детской площадки в сетевую компанию не обращались, согласования на работы по ее возведению не получали.
Поскольку по результатам проведения проверки установлены факты нарушения Правил N 160, на имя исполнительного директора ООО "УК "Дзержинец" прокурором было принесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения представления выявленные недостатки были частично устранены.
Однако нарушения в части размещения игровых элементов (качели и качалка на пружине) в охранной зоне ТП фактически остались не рассмотренными, что подтверждается информацией специалиста ФБУ "Новосибирский ЦСМ" при осмотре детской площадки 10 апреля 2023 г. Вместе с тем, непринятие мер по приведению детской площадки в соответствии с Правилами N 160, как полагает процессуальный истец, является нарушением прав и интересов граждан, в том числе и несовершеннолетних, и представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределнного числа лиц.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2023 г. исковые требования удовлетворены. На ООО "УК "Дзержинец" возложена обязанность привести детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов по адресу "адрес", в соответствии с Правилами N 160, относительно элементов детской площадки качалки "лошадка" и качели.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда от 09 ноября 2023 г. решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска - Греховой Е.С. изложена просьба об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы апелляционной жалобы, заявитель настаивает не ошибочном применении к спорным отношениям положений Правил N 160, поскольку спорная площадка была размещена ещё 1997-1998 гг, а сам нормативный акт регулирует порядок установления охранных зон, а не объектов, которые размещаются в непосредственной близости.
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокурор Козлицкая О.С. против удовлетворения кассационной жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что рамках реализации муниципального проекта "Формирование современной городской среды" на основании решений общих собраний собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N заключен договор на выполнение подрядных работ с ООО УК "Дзержинец" на размещение детской площадки на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: "адрес".
Договор подряда на выполнение работ от 24 апреля 2019 г. N по озеленению территорий (обустройство газонов, живых изгородей, посадка деревьев и кустарников, снос и (или) обрезка зеленых насаждений, (корчевание пней), по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, установке малых форм, обустройству ограждения заключен между ООО "УК "Дзержинец" (заказчик работ) с одной стороны, ИП Остапович Н.В. (подрядчик), с другой стороны, и МКУ города Новосибирска "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда" (л.д. 9-30 т. 1).
При благоустройстве дворовой территории многоквартирных домов по "адрес", в том числе детской площадки, проектом предусмотрено резиновое покрытие, установка малых форм и устройство ограждения.
Во исполнение данного договора ООО УК "Дзержинец" заключены договоры на проектирование и на выполнение работ с ООО "Иннотех", проект передан для прохождения государственной экспертизы в ГБУ НСО "ГВЭ НСО", получено положительное заключение экспертизы от 30 апреля 2019 г.
Проект выполнен проектировщиком СИБНИИ Градостроительства (л.д. 31-33 т. 1). Подрядные работы выполнялись ООО "Иннотех" и ИП Остапович Н.В. Проект детской площадки содержит надпись "См. нач. ЮРЭС Корчагин А.А.".
Работы по размещению детской площадки выполнены, площадка установлена в 2020 г. на территории МКД по адресу: "адрес".
В 2022 г. прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска проведена выездная проверка детской площадки по обращению ФИО10 в части соблюдения необходимых требований при осуществлении работ по строительству. В ходе проведения проверки установлено, что часть игровых элементов детской площадки (качели и качалка на пружине) размещены в непосредственной близости от трансформаторной подстанции N, принадлежащей и эксплуатируемой АО "РЭС". Фактическое минимальное расстояние от стены трансформаторной подстанции до ограждения площадки составляет 1785 мм, до качалки "лошадки" 7730 мм, до опоры качелей 7750 мм.
В силу статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов энергетики.
Согласно пункту 2 указанной статьи, в целях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков.
Виды зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, указаны в статье 105 ЗК РФ, в соответствии с которой одним из таких видов является охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
Материалами дела подтверждается, что трансформаторная подстанция построена и введена в эксплуатацию в 1997 г, т.е. до введения в действие Правил N 160. В силу чего границы соответствующей охранной зоны считаются установленными в 1997 г, т.е. внесение соответствующих сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) носит исключительно уведомительный характер.
Вопросы установления охранных зон в 1997 г. регулировались Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667) и Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255).
Согласно Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255), под электрическими сетями напряжением свыше 1000 вольт понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения (пункт 1).
Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях (пункт 2).
Охранные зоны электрических сетей устанавливаются для линий напряжением до 20 кВ - в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов на расстоянии 10 метров (пункт 4).
Таким образом, для трансформаторной подстанции ТП-247, напряжением свыше 1000 вольт, введенной в эксплуатацию в 1997 г, была установлена охранная зона 10 метров. При этом на момент введения трансформаторной подстанции в эксплуатацию отсутствовало требование о внесении сведений об охранной зоне в соответствующий реестр.
Кроме того, действующее на тот период нормативное регулирование не требовало постановки охранных зон на кадастровый учет. Фактически в указанный период речь шла об установлении публичного сервитута в отношении охранной зоны на всем протяжении, но не возлагало на собственника соответствующей подстанции обязанность регистрировать соответствующие обременения.
После принятия Правил N 160 требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства устанавливаются данным нормативным актом.
Поскольку строительство детской площадки осуществлялось в 2019-2020 гг, к размещению детской площадки относительно трансформаторной подстанции применяются нормы указанных Правил. В свою очередь, Правила N 160 также устанавливают охранную зону в 10 метров для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
Пунктом 8 Правил N 160 установлен запрет осуществления любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил N 160, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки.
В силу подпункта "а" пункта 11 Правил N 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Следовательно, размещение детской площадки в пределах охранной зоны трансформаторной подстанции зависит от двух факторов: от напряжения объектов электросетевого хозяйства и разрешения сетевой организации. Так, при напряжении до 1000 вольт размещение детских площадок в охранной зоне разрешено при наличии письменного разрешения сетевой организации. При напряжении свыше 1000 вольт размещение детских площадок категорически запрещено вне зависимости от разрешения сетевой организации.
При этом выводы судов о напряжении трансформаторной подстанции сделаны на основании представленных сетевой организацией технической документации: максимальное напряжение составляет 10 кВ (10000 вольт), минимальное напряжение составляет 0, 4 кВ (400 вольт). Данный параметр указан на страницах 1, 8 технического паспорта на схеме ТП, где видно, что напряжение распределительного устройства составляет 10 кВ (РУ-ЮкВ). Кроме того, данный показатель ЮкВ указан в таблицах технического паспорта в графах "разъединители", "выключатели". Поскольку при определении класса напряжения необходимо учитывать максимальное пороговое значение, максимальное напряжение трансформаторной подстанции составляет 10000 вольт.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что нахождение элементов благоустройства (элементов детской площадки) в границах охранной зоны трансформаторной подстанции с напряжением более 1000 вольт недопустимо. Следовательно, именно лицо, которое производило благоустройство обязано осуществить перенос детской площадки с учётом установленных нормативных требований.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 09 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска - Греховой Е.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.