Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Благодатских Г.В, судей Татаринцевой Е.В. и Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи гражданское дело N 17RS0017-01-2021-008103-55 по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья "Сайзырал", Товариществу собственников жилья "Чаян", акционерному обществу "Кызылская ТЭЦ", обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме
по кассационной жалобе акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, выслушав представителя акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" - Котельникову Н.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья "Сайзырал" (далее - ТСЖ "Сайзырал") об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что в многоквартирном доме по адресу: "адрес", ТСЖ "Сайзырал", осуществляющего управление многоквартирным домом, не соблюдены требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно, не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей ТСЖ "Сайзырал", чем нарушены права неопределенного круга лиц как потребителей услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению на оплату услуг в соответствии с фактическим потреблением.
Просил обязать ТСЖ "Сайзырал" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах по адресам: "адрес".
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2022 г. в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора г. Кызыла Сарипова Н.С. в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Сайзырал" об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме отказано.
Определением от 6 сентября 2022 г. суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлёк к рассмотрению дела в качестве соответчиков Товарищество собственников жилья "Чаян" (далее - ТСЖ "Чаян"), акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" (далее - АО "Кызылская ТЭЦ"), общество с ограниченной ответственностью ООО "Водоканал-Сервис" (далее - ООО "Водоканал-Сервис").
30 ноября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва.
В ходе рассмотрения дела заместителем прокурора г. Кызыла подано уточненное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к АО "Кызылская ТЭЦ" и ООО "Водоканал-Сервис", в котором прокурор просил обязать ООО "Водоканал-Сервис" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома "адрес" на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме "адрес", обязать АО "Кызылская ТЭЦ" в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома "адрес" на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 сентября 2023 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 марта 2022 г. отменено.
Принят отказ прокурора от иска в части к ТСЖ "Сайзырал" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к ТСЖ "Чаян" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Водоканал-Сервис" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды.
Прекращено производство по делу в части иска заместителя прокурора г. Кызыла к ТСЖ "Сайзырал" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, к ТСЖ "Чаян" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, к АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Водоканал-Сервис" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в связи с отказом от иска.
Сторонам разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части принято новое решение, которым исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Сайзырал", ТСЖ "Чаян", АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Водоканал-Сервис" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, об обязании обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирном доме, удовлетворено частично.
На ООО "Водоканал-Сервис" возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирном доме "адрес".
На АО "Кызылская ТЭЦ" возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды в многоквартирном доме "адрес".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С АО "Кызылская ТЭЦ", ООО "Водоканал-Сервис" взыскана в бюджет муниципального образования городского округа "Город Кызыл" Республики Тыва государственная пошлина по 300 руб. с каждого.
В кассационной жалобе АО "Кызылская ТЭЦ" изложена просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор ссылается на акт от 23 января 2023 г. об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учёта тепловой энергии, на то, что диаметр трубопровода в предполагаемом месте установки узла учёта составляет 50 мм, в то время как при общей нагрузке на отопление ГВС 0, 1942 Гкал/час, он должна составлять 32 мм, и установление данного расходомера без проведения реконструкционных мероприятий (изменение диаметра и площади сечения трубопровода) невозможно, и что АО "Кызылская ТЭЦ" для исполнения спорного решения должно будет выполнять работу управляющей организации (произвести врезку в уже существующие сети).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно списку многоквартирных домов с установленными коллективными приборами учета жилой дом по адресу: "адрес", в списке не значится.
В ответе на требование от 11 февраля 2021 г. N ООО "Водоканал-Сервис" сообщило, что ООО "Водоканал-Сервис" ведет начисления по общедомовому прибору учета в многоквартирном доме "адрес". С абонентами, расположенными в остальных многоквартирных домах г. Кызыла, работа ведется по "прямым" договорам в рамках статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверкой прокурора установлено, что в многоквартирном доме по адресу: "адрес", не соблюдены требования оснащенности многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно, не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей ресурсоснабжающими организациями, чем нарушены права неопределенного круга лиц как потребителей услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, на оплату услугу в соответствии с фактическим потреблением.
Протоколом общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме по адресу: "адрес", N, по второму вопросу повестки решено в качестве способа управления многоквартирным домом избрать ТСЖ "Сайзырал".
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", от 18 января 2020 г. N по четвертому вопросу принято решение установить общедомовые приборы учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения силами ресурсоснабжающих организаций согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 августа 2023 г. ТСЖ "Сайзырал" ликвидировано 15 декабря 2022 г.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", от 24 июня 2022 г, оформленным протоколом от 24 июня 2022 г. N, решено ликвидировать ТСЖ "Сайзырал" (вопрос 5 повестки) и определено, что ТСЖ "Чаян" будет управлять указанным многоквартирным домом (вопрос 8 повестки).
Из акта приема-передачи технической документации многоквартирного дома по "адрес" от 30 июня 2022 г. следует, что на основании решений (протокол от 24 июня 2022 г. N) внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее также МКД), расположенном по адресу: "адрес", ТСЖ "Сайзырал" ликвидируется, и МКД переходит в ТСЖ "Чаян", которое находится по адресу: "адрес". Между бывшим председателем ТСЖ "Сайзырал" ФИО1 и председателем ТСЖ "Чаян" ФИО2 произведена прием-передача технической документации МКД.
Согласно статье 17 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2013 г. N 2322 ВХ-1 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва" мониторинг технического состояния многоквартирных домов в целях реализации настоящего Закона осуществляется органом регионального государственного жилищного контроля в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В силу пункта 4 постановления Правительства Республики Тыва от 26 июня 2014 г. N 319 "Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов" мониторинг проводит Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва.
Из ответа Некоммерческого фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва от 5 декабря 2021 г. следует, что согласно региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 11 июня 2014 г. N 281, установка общедомовых приборов учета в многоквартирном доме по адресу: "адрес", будет произведена в 2038 г. Техническая возможность установки приборов учета имеется, ранее приборы учета в указанном доме не устанавливались. В соответствии с частью 4 пункта 4.1 ВСН 58-88 обслуживающая организация обязана до очередного срока проведения капитального ремонта в многоквартирном доме своевременно производить работы по устранению неисправностей общего имущества в рамках текущего ремонта и обслуживания.
Из акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 5 декабря 2022 г. усматривается, что в доме по адресу: "адрес", техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев: отсутствия такой возможности: установка узла учета тепловой энергии, теплоносителя не возможна без проведения работ по капитальному ремонту коммуникаций теплового пункта.
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 23 января 2023 г. в МКД по адресу: "адрес", установлено отсутствие технической возможности установки приборов учета без реконструкции. Установка приборов учета невозможна в связи с тем, что диаметр трубопровода в предполагаемом месте установки узла учета тепловой энергии составляет 50 мм, общая тепловая нагрузка на отопление и ГВС составляет 0, 1942 Гкал/час, 2, 4 т/ч. В соответствии с методическими рекомендациями изготовителей первичных преобразователей расхода диаметр расходомера при выше указанной нагрузке должен составлять 32 мм. Установка данного расходомера без проведения реконструкционных мероприятий (изменение диаметра и площади сечения трубопровода) невозможна. Для установки прибора учета необходимо выполнить организационно-технические мероприятия: получение технических условий на проектирование, выполнить проектирование в соответствии с полученными ТУ, согласовать проектную документацию с ТСО, выполнить реконструкцию внутридомовых инженерных сетей в соответствии с проектной документацией.
Из ответа Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 30 января 2023 г. на судебный запрос относительно предоставления акта обследования технической возможности установки прибора учета холодной воды в многоквартирном доме по адресу: "адрес", следует, что 19 января 2023 г. для проведения обследования системы холодного водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе по "адрес", Службой было направлено в адрес ООО "Водоканал-Сервис" письмо о выделении специалиста на комиссионное обследование, однако представители последнего не явились, в связи с чем провести обследование систем холодного водоснабжения не представилось возможным.
Представитель ответчика АО "Кызылская ТЭЦ" Котельникова Н.П. в возражениях на иск указала об отсутствии технической возможности по установке общедомовых приборов учета в спорном МКД.
Определением от 16 февраля 2023 г. судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва назначена строительно-техническая экспертиза по вопросам наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, а также возможности установки приборов учета без реконструкции инженерных сетей спорного дома. Производство экспертизы поручено ООО "СудСтройЭкспертиза".
Из заключения эксперта ООО "СудСтройЭкспертиза" от 21 июня 2023 г. N следует, что, учитывая наличие трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения, подключенных к жилому дому по "адрес" на постоянной основе, их исправное техническое состояние, а также наличие подвального помещения, размеры которого позволяют разместить в нем узлы учета тепловой энергии и водопотребления, следует сделать вывод о том, что техническая установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды на внутридомовых инженерных сетях спорного дома имеется.
Для установки расходомеров диаметром 32 мм (подача) и 25 мм (обратка) не требуется реконструкция тепловых сетей и сети водопровода жилого дома. Для установки расходомеров диаметром 32 и 25 мм в узле учета дополнительно монтируются трубопроводы соответствующих диаметров, что позволяет установить расходомеры и счетчики нужных диаметров. Установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды возможна без реконструкции или капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
Разрешая спор, признав заключение эксперта допустимым доказательством, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 1, 5, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г..N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г..N 354, пунктом 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г..N 1034, подпунктом "к" пункта 11, пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г..N 491 (далее - Правила N 491), установив, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения домов приборами учета используемых энергоресурсов, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению дома приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ресурсоснабжающие организации - ООО "Водоканал-Сервис" и АО "Кызылская ТЭЦ" обязанности совершить действия по оснащению спорного многоквартирного дома приборами учета ввиду наличия технической возможности по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, поскольку
установка приборов возможна без реконструкции или капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем спорного МКД.
С учётом того, что ТСЖ "Чаян" не является ресурсоснабжающей организацией, в данном случае собственниками в многоквартирном доме обязанности по обеспечению оснащения дома приборами учета не исполнены, в удовлетворении иска к данному ответчику отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте. Правовая позиция суда базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, конкретные обстоятельства дела, а выводы суда доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу пунктов 1, 2, 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, части 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 38(1) Правил N 491, законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета. Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 г, общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г. В случае невыполнения данных требований Закона об энергосбережении оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Соответствующие разъяснения даны в ответах на вопросы 3 и 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 г.
В данных разъяснениях указано, что согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
В определении от 19 июля 2016 г. N 1587-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что положения части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, рассматриваемые в системной взаимосвязи с другими положениями данной статьи, направлены на обеспечение объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе на общедомовые нужды.
Доводы кассатора о том, что в акте от 23 января 2023 г. было указано на отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учёта тепловой энергии без реконструкционных мероприятий по изменению диаметра и площади сечения трубопровода (с 50 мм на 32 мм) установка общедомового прибора учёта невозможна, а работу по реконструкции общедомового имущества должна выполнять управляющая организация, подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Как указано в пункте 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утверждённых приказом Минстроя России от 28 августа 2020 г. N 485/пр, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Согласно выводам проведённой по делу судом апелляционной инстанции экспертизы (т. 2 л.д. 67 - 71) техническая установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды на внутридомовых инженерных сетях спорного дома имеется. При этом эксперт указал, что для установки расходомеров диаметром 32 мм (подача) и 25 мм (обратка) не требуется реконструкция тепловых сетей и сети водопровода жилого дома, для установки расходомеров диаметром 32 и 25 мм в узле учета дополнительно монтируются трубопроводы соответствующих диаметров, что позволяет установить расходомеры и счетчики нужных диаметров. Установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды возможна без реконструкции или капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
При оценке судом апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы суда мотивированны и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.