Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2392/2023 (УИД 38RS0001-01-2023-000149-22) по иску Зарюта Галины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения, обязании зачесть период работы в стаж на соответствующих видах работ, досрочно назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Зарюта Галины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зарюта Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ОПФР по Иркутской области; в настоящее время в связи с реорганизацией - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, далее - ОСФР по Иркутской области) о признании незаконным решения, обязании зачесть период работы в стаж на соответствующих видах работ, досрочно назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований Зарюта Г.В. ссылалась на то, что решением ОПФР по Иркутской области от 13 октября 2022 г. N ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
С решением пенсионного органа Зарюта Г.В. не согласна, поскольку в период с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. работала машинистом котлов паросилового хозяйства ОАО "Китойлес" полный рабочий день, данная должность предусмотрена Списком N 2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, раздел XXIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство", позиция 2140000 "а" - 13785. В подтверждение льготного стажа Зарюта Г.В. были представлены трудовая книжка, справка, уточняющая характер работы, должностные инструкции машиниста котла.
Зарюта Г.В. просила суд признать незаконным решение УПФР по Иркутской области от 13 октября 2022 г. N в части невключения в стаж на соответствующих видах работ период с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. (10 лет 4 месяца 26 дней) в должности машиниста котлов паросилового хозяйства ОАО "Китойлес", обязать ответчика зачесть в стаж на соответствующих видах работ период её работы машинистом котлов паросилового хозяйства ОАО "Китойлес" с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г, досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с момента обращения за ней - с 10 октября 2022 г.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 22 июня 2023 г. исковые требования Зарюта Г.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 13 октября 2022 г. N в части невключения в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы Зарюта Г.В. машинистом котлов ОАО "Китойлес" с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г.; на ОСФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж Зарюта Г.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. машинистом котлов ОАО "Китойлес", назначить Зарюта Г.В. страховую пенсию по старости с 10 октября 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 сентября 2023 г, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 июня 2023 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зарюта Г.В. к ОСФР по Иркутской области о признании незаконным решения, обязании зачесть период работы в стаж на соответствующих видах работ, досрочно назначить страховую пенсию по старости отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зарюта Г.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 сентября 2023 г, указывая на то, что для подтверждения льготного стажа были представлены все необходимые документы: трудовая книжка, справка уточняющего характера, должностные инструкции машиниста котла. Для решения вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников в соответствии с разделом XIII Списка N 2 не имеет значения тот факт, что паросиловое хозяйство является подразделением промышленной организации. При незначительных объёмах потребления тепла для теплоснабжения промышленных организаций используются промышленные котельные с небольшим количеством котлов. Работающие в таких котельных пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение как работники паросилового хозяйства по перечню профессий и должностей, предусмотренных в разделе XIII Списка N 2. Рабочие, чьи профессии предусмотрены в этом разделе, пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вне зависимости от структурных подразделений электростанций, энергопоездов и паросилового хозяйства. Структурное ограничение относится только к некоторой категории руководителей и специалистов, указанных в разделе XIII Списка N 2. Зарюта Г.В. в спорный период работала по той профессии, которая предусмотрена Списком N 2. Предоставление работодателем индивидуальных сведений на застрахованное лицо на общих основаниях (без льготной кодировки) не может быть поставлено в вину гражданину, имеющему право в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии.
Письменные возражения на кассационную жалобу не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Зарюта Г.В, представитель ответчика ОСФР по Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зарюта Г.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Согласно трудовой книжки 17 сентября 1990 г. Зарюта Г.В. принята на нижний склад контролёром по учёту древесины второго разряда, 19 ноября 1990 г. переведена в паросиловое хозяйство аппаратчицей ХВО второго разряда, 1 августа 1991 г. присвоена квалификация машиниста паровых котлов третьего разряда, 19 января 1994 г. объединение "Китойлес" переименовано в АО "Китойлес", 19 сентября 1996 г. переведена машинистом котельного оборудования третьего разряда котлов, 16 декабря 1998 г. переведена машинистом котлов четвёртого разряда, 21 мая 2001 г. переведена в том же цехе машинистом котлов ? начальником смены, 26 декабря 2001 г. уволена по сокращению штата.
10 октября 2022 г. Зарюта Г.В. обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Иркутской области от 13 октября 2022 г. N Зарюта Г.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у Зарюты Г.В. отсутствует.
В специальный стаж для назначения пенсии пенсионным органом не зачтён период работы Зарюта Г.В. машинистом котлов паросилового хозяйства ОАО "Китойлес" с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г.
Согласно уточняющей справке от 2 марта 2006 г. N истец работала в объединении "Китойлес" в паросиловом хозяйстве машинистом котлов полный рабочий день в период с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г, объединение "Китойлес" с 19 января 1994 г. переименовано в ОАО "Китойлес".
Период работы истца машинистом котлов паросилового хозяйства ОАО "Китойлес" с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. отражён работодателем без кода особых условий труда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что период работы с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. подлежит включению в стаж Зарюта Г.В. на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку истец в спорный период работала в особых условиях полный рабочий день, в должности, предусмотренной Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Зарюта Г.В. требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что организация, в которой работала истец в спорный период времени с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. не относится к предприятиям электроэнергетической промышленности, доказательств наличия в ОАО "Ктойлес" паросилового хозяйства с целью использования пара для его преобразования в механическую и электрическую энергию материалы дела не содержат. Уточняющая справка от 2 марта 2006 г. N, выданная конкурсным управляющим ОАО "Китойлес", не является доказательством наличия у Зарюта Г.В. стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку указанные в ней сведения ничем не подтверждены. Сведения о работе истца за спорный период представлены работодателем в пенсионный орган без указания кода льготных условий труда.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы Зарюта Г.В. и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения Зарюта Г.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 10 октября 2022 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
В разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрена профессия "машинисты котлов" (код позиции 2140000а-13785).
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10, также пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле сланце), в том числе занятые на удалении золы (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-13786).
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении ими возраста 50 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если женщины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года такой работы. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н утверждён перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Зарюта Г.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 10 октября 2022 г.).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
При реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвёртый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Именно из такой правовой позиции исходил суд апелляционной инстанции, разрешая спор по требованиям Зарюта Г.В. о включении спорных периодов её работы с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. в качестве машиниста котлов в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжёлыми условиями труда).
Установив, что Зарюта Г.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, а спорные периоды её трудовой деятельности имели место как до, так после её регистрации в системе государственного пенсионного страхования, справка, уточняющая особый характер условий труда, первичными документами, положенными в основу справки об особом характере работы истца не подтверждается работа истца в паросиловом хозяйстве, предприятие, на котором работала истец, не относится к предприятиям по производству электрической энергии и паросилового хозяйства, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Зарюта Г.В. за спорные периоды представлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорные периоды работы Зарюта Г.В. с 1 августа 1991 г. по 26 декабря 2001 г. в качестве машиниста котлов ОАО "Китойлес" не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с работой с тяжёлыми условиями труда.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что периоды работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункта 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015, должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. Однако таких доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений, отражённых в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта истца о спорных периодах работы, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорный период Зарюта Г.В. работала машинистом паровых котлов ОАО "Китойлес" в паросиловом хозяйстве, была занята в технологическом процессе производства паровой энергии, которая направлялась на отопление многоквартирных домов п. Китой и на производственные нужды предприятия для обработки древесины, работала полный рабочий день, функциональные обязанности машиниста котлов в паросиловом хозяйстве ОАО "Китойлес" аналогичны обязанностям машинистов котлов, указанным в Тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики, утверждённом постановлением Минтруда Российской Федерации от 12 марта 1999 г. N 5, что подтверждается должностными инструкциями, отмену обжалуемого судебного постановления не влекут, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, основанных на оценке доказательств, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции, должность машиниста котлов предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий и должностей, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" под кодом 2140000а-13785. Однако из материалов дела следует, что ОАО "Китойлес" относится к отрасли лесного хозяйства, к предприятиям паросилового хозяйства не относится.
Представленными в материалы дела документами, в том числе должностной инструкцией машиниста паровых котлов, не подтверждается, что ОАО "Китойлес" относилось к предприятиям паросилового хозяйства. Документы не подтверждают полную занятость истца и тяжёлый характер её работы в спорный период. Работодателем сведения в отношении истца были представлены в пенсионный орган на общих основаниях.
Кроме того, согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.
Вместе с Зарюта Г.В. не представлено доказательств того, что работодателем проводилась аттестация её рабочего места по профессии машинист котлов, из которой можно было бы сделать вывод о соответствии работы истца в спорный период характеру работы, предусмотренным Списком N 2, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Поскольку представленными в деле доказательствами не было установлено соответствие характера и условий выполняемой истцом работы в спорные периоды времени требованиям Раздела XIII Списка N 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного Зарюта Г.В. иска.
Доводы кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учёта о льготном характере работы и неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений и документов, подтверждающих специальный стаж, фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции само по себе не может служить основанием для отмены принятого по делу судебного постановления, поскольку основано на субъективной оценке заявителем представленных в деле доказательств, повторяют позицию истца в судах, получившую надлежащую оценку, которую суд кассационной инстанции находит правильной.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьёй 379.7 ГПК РФ могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Поскольку доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.7 ГПК РФ не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемого судебного постановления, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зарюта Галины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.