Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С., судей Брянцевой Н.В. и Колпаковой А.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 26OS0000-04-2023-000471-60 (N 3а-355/2023) по административному исковому заявлению Фомина Николая Сергеевича о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 27 января 2023 г. N Р-21_01-295369, от 13 февраля 2023 г. N Р-21_01-297278, от 14 февраля 2023 г. N Р-21_01-298985 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектапо апелляционной жалобе Фомина Николая Сергеевича на решение Ставропольского краевого суда от 24 октября 2023 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления.Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения административного истца Фомина Н.С., представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецовой В.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Фомин Н.С. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество") от 27 января 2023 г. N Р-21_01-295369, от 13 февраля 2023 г. N Р-21_01-297278, от 14 февраля 2023 г. N Р-21_01-298985 об отказе в пересчете кадастровой стоимости и возложении обязанности на ГБУ СК "Ставкрайимущество" произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта в связи с допущенными ошибками, выразившимися в использовании при расчете кадастровой стоимости недостоверных сведений об объекте оценки.
В обоснование исковых требований указано на наличие ошибок, связанных с использованием недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при неоднократном определении по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровой стоимости нежилого здания гаража с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в том числе сведений о годе постройки "2008" вместо "1994", о типе объекта "индивидуальный, отдельно стоящий гараж" вместо "блокированный", проценту физического износа "14" вместо "40".
Решением Ставропольского краевого суда от 24 октября 2023 в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Фомин Н.С. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ввиду наличия ошибок при определении кадастровой стоимости гаража, указывает на использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости, на неправильно выбранную модель расчета, неверный индекс цен "0, 955" вместо "0, 933".
В судебном заседании апелляционной инстанции Фомин Н.С. поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ГБУ СК "Ставкрайимущество" Кузнецова В.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность судебного акта.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия находит изложенные в апелляционной жалобе доводы обоснованными и приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 21 данного закона ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Пункт 2 части 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ определяет, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, в том числе, неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать в бюджетное учреждение любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о соответствующей кадастровой стоимости (части 5-7 статьи 21 данного закона).
В соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21 данного закона).
Судом установлено и подтверждено сведениями ЕГРН, что Фомин Н.С. с 4 августа 2010 г. является собственником нежилого двухэтажного (в том числе 1 - подземный) здания гаража с кадастровым номером N, площадью 33, 8 кв. м, материал стен - кирпичные, год завершения строительства - 1994, расположенного по адресу: "адрес".
14 декабря 2022 г. в ЕГРН внесены сведения о годе завершения строительства "1994" вместо "2008" в связи с исправлением технической ошибки.
26 января 2023 г. в ЕГРН внесены сведения о материале стен "кирпичные" вместо "из прочих материалов".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 кадастровая стоимость гаража утверждена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 354 235, 64 рублей.
18 апреля 2022 г. в ГБУ СК "Ставкрайимущество" поступил перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в связи с внесением сведений о количестве этажей "2" и годе завершения строительства "2008" актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 29 апреля 2022 г. N АОКС-26/2022/000183 кадастровая стоимость объекта определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 468 681, 00 рублей.
16 декабря 2022 г. в ГБУ СК "Ставкрайимущество" поступил перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в связи с исправлением ошибок и внесением сведений о годе завершения строительства "1994" актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 29 декабря 2022 г. N АОКС-26/2022/000432 кадастровая стоимость объекта определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 392 384, 09 рублей.
14 февраля 2023 г. в ГБУ СК "Ставкрайимущество" поступил перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в связи с исправлением ошибок и внесением сведений о материале стен "кирпичные" актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 1 марта 2023 г. N АОКС-26/2023/000025 кадастровая стоимость объекта определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 422 738, 31 рублей.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13 ноября 2023 г. N 1263 кадастровая стоимость гаража утверждена по состоянию на 1 января 2023 г. в размере 239 878, 94 рублей.
Фомин Н.С. обратился в ГБУ СК Ставкрайимущество" с заявлениями от 10 января 2023 г. N 21_01-295369, от 25 января 2023 г. N 21_01-297278, от 8 февраля 2023 г. N 21_01-298985 об исправлении ошибок, допущенных при неоднократном определении кадастровой стоимости здания гаража с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, в том числе сведений о годе постройки, типе объекта, неверному определению индекса цен и отнесением объекта к сегменту - "Гаражи индивидуальные отдельно стоящие", код подгруппы 0302, вместо правильного 0303 "Гаражные кооперативы (сблокированные индивидуальные гаражи".
Решениями ГБУ СК Ставкрайимущество" от 27 января 2023 г. N Р-21_01-295369, от 13 февраля 2023 г. N Р-21_01-297278, от 14 февраля 2023 г. N Р-21_01-298985 отказано в пересчете кадастровой стоимости объекта ввиду отсутствия ошибок при определении кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для пересмотра кадастровой стоимости ввиду недопущения ГБУ СК Ставкрайимущество" ошибок при определении кадастровой стоимости объекта.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 закона на основе ценообразующих факторов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 названного Закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался (пункты 19, 20, 23 данного постановления).
В соответствии приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания N 226), при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Согласно пунктам 6, 7 применяемого при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508 (далее - ФСО N 4) под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы (пункт 16 ФСО N 4).
При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком (пункт 21 ФСО N 4).
В силу статьи 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ перечень объектов недвижимости, подлежащий государственной кадастровой оценке, формируется органами регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценке. В Перечень включаются сведения из Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на дату оценки. При формировании Перечня указывается количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки.
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости (пункт 1.3 Методических указаний N 226).
При определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата (пункт 7.1 Методических указаний N 226).
Пункт 9.2 Методических указаний N 226 предусматривает, что группировка объектов недвижимости должна ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и быть основана на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 кадастровая стоимость гаража определена на основании Методических указаний N 226.
Актами ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 29 апреля 2022 г, от 29 декабря 2022 г, от 1 марта 2023 г, приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13 ноября 2023 г. кадастровая стоимость гаража определена на основании Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 (далее - Методические указания N П/0336), также предписывающих объединение объектов в группы и подгруппы на основе сегментации объектов недвижимости, основанное на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости.
Методическими указаниями N 226 и N П/0336 предусмотрены коды для объектов "0302 - Гаражи индивидуальные, отдельно стоящие", "0303 - Гаражные кооперативы (сблокированные индивидуальные гаражи", сегментация объектов гаражного назначения: код 02.071 "Объекты гаражного назначения. Размещение отдельно стоящих и пристроенных одноэтажных гаражей надземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан (в том числе в квартальной жилой застройке)" и код 04.090 "Обслуживание автотранспорта в целом. Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в кодах расчета вида использования 02:071, 03:012, 04:021, 04:031".
Отчет об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края от 30 октября 2019 г. (том 3 стр. 68) содержит сведения о том, что в расчетах кадастровой стоимости гаражей использованы справочники оценщика ООО "Ко-Инвест" 2014 г. - "Складские здания и сооружения", "Общественные здания", "Сооружения городской инфраструктуры", "Промышленные здания".
Согласно позиции ответчика, выписок из отчета об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края от 30 октября 2019 г. (том 3 стр. 68) при расчете кадастровой стоимости спорного гаража использован Справочник оценщика ООО "Ко-Инвест". Жилые дома. Укрупненные показатели стоимости строительства. В уровне цен на 1 января 2014 г, для условий строительства в Московской области. Код объекта-аналога - Ж4.08.000.0171 (5625, 00 рублей).
При этом при расчете кадастровой стоимости иных гаражей в данном гаражном кооперативе использованы объекты-аналоги Справочника оценщика ООО "Ко-Инвест" 2014г. "Складские здания и сооружения".
При использовании укрупненных показателей стоимости строительства, предусмотренных справочниками оценщика ООО "Ко-Инвест", справочник оценщика ООО "Ко-Инвест" 2016 г. "Благоустройство территории", которым определены укрупненные показатели стоимости строительства гаражей, как отдельно стоящих, так и встроенно-пристроенных, в расчетах не применялся.
В отчете об итогах государственной кадастровой оценки и в расчетах кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" спорный объект отнесен к группе объектов, предназначенных для хранения транспорта, к функциональной подгруппе 0302 "Гаражи индивидуальные отдельно стоящие", код расчета вида 02:071 "Объекты гаражного назначения. Размещение отдельно стоящих и пристроенных одноэтажных гаражей надземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан (в том числе в квартальной жилой застройке)".
Данная сегментация ошибочна, поскольку спорный гараж подлежал включению в функциональную подгруппу 0303 "Гаражные кооперативы (сблокированные индивидуальные гаражи)", отличительной особенностью которых является наличие одной или нескольких общих стен.
При этом, при расчете кадастровой стоимости гаража, как отдельно стоящего, корректировка на общие стены, на часть стен не применялась.
Из отчета об итогах государственной кадастровой оценки следует, что средняя величина стоимости нового строительства и средняя величина стоимости объектов функциональной подгруппы 0302 превышают соответствующие величины объектов функциональной подгруппы 0303.
Доводы ГБУ СК "Ставкрайимущество" о согласовании сегментации вида использования объектов недвижимости письмом администрации г. Пятигорска от 25 октября 2019 г. N 5534/02-2, об использовании сведений ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "под индивидуальным гаражом" не опровергают доводы истца о неверной группировке объекта оценки и противоречивых сведениях ЕГРН.
Не умаляя довода ответчика о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка сам по себе не является достаточным основанием для отнесения объекта оценки к сегменту "Гаражи индивидуальные отдельно стоящие" (код подгруппы 0302).
При этом, согласно сведениям ЕГРН, смежный гараж N 206 с кадастровым номером N находится на смежном со спорным гаражом земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под объекты транспорта автомобильного".
Также в ЕГРН имеются сведения о соседних земельных участках с кадастровыми номерами N (гараж N 192), 26:33:120204:191 (гараж N 191 с кадастровым номером N), с видом разрешенного использования "под объекты транспорта автомобильного".
Правилами землепользования и застройки г. Пятигорск земельный участок под гаражом отнесен к территориальной зоне коммунального обслуживания "К", одним из основных видов разрешенного использования которой является хранение автотранспорта.
Доводы ответчика об использовании одинаковых объектов-аналогов при расчете кадастровой стоимости объектов, отнесенных к подгруппам 0302 и 0303, не опровергают доводы истца о применении в расчетах недостоверных сведений об объекте.
При рассмотрении обращений Фомина Н.С. об устранении допущенных ошибок ответчиком при исследовании документов технической инвентаризации не приняты во внимание сведения технического паспорта объекта, составленного филиалом по Ставропольскому краю ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по состоянию на 17 декабря 2007 г, согласно которому гаражи N 6 и N 8 являются смежными со спорным гаражом, имеют общие стены и крышу, то есть являются блокированными, встроенно-пристроенными.
При этом иные данные документа технической инвентаризации были учтены ответчиком: 14 декабря 2022 г. в ЕГРН внесены сведения о годе завершения строительства "1994" вместо "2008" в связи с исправлением технической ошибки; 26 января 2023 г. в ЕГРН внесены сведения о материале стен "кирпичные" вместо "из прочих материалов"; актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 29 апреля 2022 г. кадастровая стоимость гаража изменена в связи с внесением сведений о количестве этажей "2" и годе завершения строительства "2008"; актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 29 декабря 2022 г. кадастровая стоимость гаража изменена в связи с исправлением ошибок и внесением сведений о годе завершения строительства "1994"; актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 1 марта 2023 г. кадастровая стоимость гаража изменена в связи с исправлением ошибок и внесением сведений о материале стен "кирпичные".
Физический износ определен ответчиком исходя из срока экономической жизни объекта, равного 100 лет, по состоянию на 2022 г. в размере 14 % (2022 - 2008 = 14), а не дату оценки - 1 января 2019 г, что согласно принятой методики составляет 25 %. Определение физического износа при последующем установлении кадастровой стоимости на ту же дату оценки - 1 января 2019 г. в размере 28 % и 19, 33 % не подтверждено.
Из оспариваемых решений следует, что ответчиком по заявлениям истца проведена проверка расчета кадастровой стоимости, содержащегося в отчете об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края от 30 октября 2019 г. (том 3 стр. 68). Сведений о проверке расчетов по определению кадастровой стоимости ГБУ СК "Ставкрайимущество" актами от 29 апреля 2022 г, от 29 декабря 2022 г, от 1 марта 2023 г. не имеется.
При расчете кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2023 г. ответчиком применен Справочник оценщика ООО "Ко-Инвест". Благоустройство территории. 2023 Укрупненные показатели стоимости строительства. Код объекта-аналога - Б3.02.003.0058 и Б3.02.003.0059.
Судебная коллегия полагает, что утверждение кадастровой стоимости приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13 ноября 2023 г. N 1263 по состоянию на 1 января 2023 г. в размере 239 878, 94 рублей и почти двукратное снижение ее размера по сравнению с оспариваемой истцом стоимостью по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 422 738, 31 рублей также свидетельствует о допущенных ошибках при ее расчете по состоянию на 1 января 2019 г.
Исходя из обстоятельств настоящего административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказана достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, при этом в материалах дела имеются доказательства в обоснование доводов о недостоверности использованных сведений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, дополнительные доказательства собраны, обоснованность доводов административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконными оспариваемых решений и о возложении на ГБУ СК "Ставкрайимущество обязанность повторно рассмотреть заявления Фомина Н.С. об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости здания гаража, не предрешая при этом вопрос о размере кадастровой стоимости, необходимости и возможности ее перерасчета, в связи с чем в остальной части исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения ввиду их преждевременности и необходимости осуществления правомочий государственным бюджетным учреждением в области определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ставропольского краевого суда от 24 октября 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Фомина Николая Сергеевича о признании незаконными решений государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 27 января 2023 г. N Р-21_01-295369, от 13 февраля 2023 г. N Р-21_01-297278, от 14 февраля 2023 г. N Р-21_01-298985 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта удовлетворить.
Признать незаконными решения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 27 января 2023 г. N Р-21_01-295369, от 13 февраля 2023 г. N Р-21_01-297278, от 14 февраля 2023 г. N Р-21_01-298985 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта.
Возложить на государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" обязанность повторно рассмотреть заявления Фомина Николая Сергеевича от 10 января 2023 г, N 21_01-295369, от 25 января 2023 г. N 21_01-297278, от 8 февраля 2023 г. N 21_01-298985 об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости здания гаража с кадастровым номером N.
В остальной части административных исковых требований Фомина Николая Сергеевича - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.