Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Печурина Ю.А., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N (УИД N) по частной жалобе заинтересованных лиц Жуковой Л.А. и Поповой Т.А. на определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года о принятии мер предварительной защиты,
УСТАНОВИЛ:
в производстве Верховного Суда Республики Крым находится административное дело по административному иску заместителя прокурора Республики Крым, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, Республики Крым и Российской Федерации, в котором, с учётом последующих уточнений, окончательно заявлены следующие исковые требования:
- признать недействующим решение Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 29 января 2014 года N953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" в части включения в границы села Уютное Сакского района Республики Крым территорий, контуры которых согласно графической части генерального плана (Опорный план) ограничены территориями между условными линиями проектируемых и существующих границ населенного пункта;
- признать недействующим решение Сакского районного совета Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" в части включения в границы села Уютное Сакского района Республики Крым территорий, контуры которых согласно графической части Генерального плана (Карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселения) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, ограничены линиями существующих и планируемых границ населенных пунктов;
- признать недействующим со дня принятия решение Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года N 233 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" в редакции решения Сакского районного совета Республики Крым от 25 ноября 2021 года N 112 в части установления градостроительных регламентов и градостроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, которые решением Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 29 января 2014 N 953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" и решением Сакского районного совета Республики Крым от 01 ноября 2018 года N175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" незаконно включены в границы "адрес"
14 ноября 2022 года от представителя административного истца по доверенности - ФИО6 поступило заявление о применении мер предварительной защиты в виде запрета применения до вступления решения суда по настоящему делу в законную силу Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденного решением Сакского районного совета Республики Крым от 01.11.2018 N 175, в оспариваемой части, и Правил землепользования и застройки муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 N 233 в редакции решения Сакского районного совета Республики Крым от 25.11.2021 N 112, в части функционального зонирования, градостроительных регламентов и градостроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, которые решением Уютненского сельского совета Сакского района АР Крым от 29.01.2014 N 953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" и решением Саксакого районного совета Республики Крым от 01.11.2018 N 175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" незаконно включены в границы "адрес".
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года заявление представителя административного истца удовлетворено в полном объеме.
На указанное определение заинтересованными лицами Жуковой Л.А. и Поповой Т.А. подана частная жалоба, в которой они просят определение Верховного суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года отменить, ссылаясь на то, что принятые меры предварительной защиты не соотносимы с заявленными исковыми требованиями и не соразмерны им. Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают интересы неопределенного круга лиц и не направлены исключительно на административного истца, то принятие мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемых нормативных правовых актов в целом, противоречит положениям статьи 211 КАС РФ и является незаконным.
От заинтересованного лица Скороходовой Л.М. поступили письменные пояснения по частной жалобе, в которых Скороходова Л.М. указала, что административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о существовании явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов либо невозможности или затруднительности их защиты без применения мер предварительной защиты по административному иску, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения соответствующего заявления.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, судьей единолично.
Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В производстве Верховного Суда Республики Крым находится административное дело по административному иску заместителя прокурора Республики Крым, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, Республики Крым и Российской Федерации, в котором, с учётом последующих уточнений, окончательно заявлены следующие исковые требования:
- признать недействующим решение Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 29 января 2014 года N953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" в части включения в границы села "адрес" территорий, контуры которых согласно графической части генерального плана (Опорный план) ограничены территориями между условными линиями проектируемых и существующих границ населенного пункта;
- признать недействующим решение Сакского районного совета Республики Крым от 01 ноября 2018 года N175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" в части включения в границы села "адрес" территорий, контуры которых согласно графической части Генерального плана (Карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселения) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, ограничены линиями существующих и планируемых границ населенных пунктов;
- признать недействующим со дня принятия решение Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года N 233 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" в редакции решения Сакского районного совета Республики Крым от 25 ноября 2021 года N 112 в части установления градостроительных регламентов и градостроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, которые решением Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 29 января 2014 N 953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" и решением Сакского районного совета Республики Крым от 01 ноября 2018 года N 175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" незаконно включены в границы с. Уютное Сакского района Республики Крым.
От представителя административного истца по доверенности - ФИО6 поступило заявление о применении мер предварительной защиты в виде запрета применения до вступления решения суда по настоящему делу в законную силу Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденного решением Сакского районного совета Республики Крым от 01.11.2018 N 175, в оспариваемой части, и Правил землепользования и застройки муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 N 233 в редакции решения Сакского районного совета Республики Крым от 25.11.2021 N 112, в части функционального зонирования, градостроительных регламентов и градостроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, которые решением Уютненского сельского совета Сакского района АР Крым от 29.01.2014 N 953 "Об утверждении Генерального плана села Уютное Уютненского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым" и решением Саксакого районного совета Республики Крым от 01.11.2018 N 175 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым" незаконно включены в границы "адрес".
Согласно части 1 статьи 85 КАС РФ, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если: до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
В части 2 названной статьи предусмотрено, что суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.
В соответствии со статьёй 211 КАС РФ, по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 года N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 1 статьи 85 КАС РФ.
Рассматривая заявление административного истца о принятии мер предварительной защиты, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости его удовлетворении, поскольку их непринятие может впоследствии затруднить исполнение судебного решения и привести к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из заявления о применении мер предварительной защиты, администрацией Сакского района Республики Крым в 2022 году выданы градостроительные планы на ряд земельных участков, образованных на территории, указанной в предмете заявленного административного иска, определяющие условия их застройки.
Кроме того, в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, изменения вида разрешенного использования администрацией Сакского района Республики Крым в отношении территории, заявленной в предмете административного иска, утверждаются проекты планировки и межевания территории.
Так, постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 01.08.2022 N 425 утверждён проект планировки и межевания территории в границах двух земельных участков ориентировочной площадью 18, 4 га, который является основанием для государственного кадастрового учёта образуемых в соответствии с ним земельных участков и изменения вида разрешенного использования.
На официальном сайте администрации Сакского района Республики Крым в целях проведения процедуры общественных обсуждений размещены предлагаемые к утверждению постановления администрации Сакского района Республики Крым об утверждении проектов планировки и межевания территории в границах кадастровых кварталов N в отношении территории площадью более 200 га.
Также, администрацией Сакского района Республики Крым на основании оспариваемых документов территориального планирования выдаются уведомления о соответствии планируемых к строительству объектов индивидуального жилищного строительства параметрам разрешенного строительства.
Из материалов дела следует, что к поданному заявлению в подтверждение вышеуказанных обстоятельств, заявителем приложены соответствующие документы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для принятия заявленных мер предварительной защиты, поскольку исходя из предмета административного иска до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав неопределённого круга лиц и субъектов, в защиту которых подано административное исковое заявление, и такая защита без принятия мер предварительной защиты будет невозможна или затруднительна, учитывая, что фактически оспаривается перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, предусматривающую возможность её застройки.
Исходя из изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, доводы частной жалобы связаны с неправильным толкованием норм материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого определения по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судья
определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.