Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Свободного на решение Свободненского городского суда Амурской области от 05 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Свободного к УФССП по Амурской области, отделу судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области, ведущему судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Новрузовой А.Г, заинтересованное лицо Воронина Алиса Сергеевна, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация города Свободного обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просила освободить администрацию города Свободного от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 15 февраля 2023 года N 27066/23/28044-ИП, указав в обоснование заявленных требований, что ведущий судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области (далее - ОСП по городу Свободному и Свободненскому району) Новрузова А.Г. в рамках исполнительного производства N 27066/23/28044-ИП 28 марта 2023 года вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, между тем, у Администрации имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 05 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска администрации города Свободного отказано.
31 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Свободного, поданная через Свободненский городской суда Амурской области 19 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений.
В обоснование своей позиции представитель администрации города Свободного сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено и не дана надлежащая оценка доводам администрации города Свободного о том, что на момент рассмотрения настоящего административного дела количество неисполненных решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за 2016-2022 годы составляет - 239, по которым в рамках заключенных дополнительных соглашений с министерством социальной защиты населения Амурской области Администрацией с учётом предоставленных субвенций ведется работа по предоставлению жилых помещений по договору специализированного найма, и о недостаточности финансирования из областного бюджета, а также, что необходимы существенные временные затраты для соблюдения установленной законом процедуры по приобретению жилых помещений, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Считают, что виновное противоправное бездействие администрации города Свободного в неисполнении решения суда в установленный срок отсутствует.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2024 года кассационная жалоба администрации города Свободного передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС N 034741563, выданного 09 февраля 2023 года Свободненским городским судом Амурской области, 15 февраля 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Свободному и Свободненскому району Новрузовой А.Г. возбуждено исполнительное производство N 27066/23/28004-ИП в отношении должника администрации города Свободного, предмет исполнения: возложение на администрацию города Свободного обязанности предоставить Ворониной А.С. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории города Свободного. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (пункт 2 постановления). Копия постановления получена должником 16 февраля 2023 года.
15 февраля 2023 года должнику вынесено требование об исполнении решения суда в 5-дневный срок со дня получения требования, а также о предоставлении в адрес ОСП по городу Свободному и Свободненскому району информации об исполнении решения суда.
27 февраля 2023 года в адрес ОСП по городу Свободному и Свободненскому району поступило письмо администрации города Свободного, в котором указано на то, что ввиду отсутствия достаточного финансирования для приобретения жилых помещений во исполнение решения данной категории, а также отсутствия в настоящее время в муниципальном жилищном фонде города Свободного свободных жилых помещений, исполнить решение суда в установленный пятидневный срок не представляется возможным.
28 марта 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Свободному и Свободненскому району Новрузовой А.Г. вынесено постановление о взыскании с администрации города Свободного исполнительского сбора в размере 50 000 рублей
По смыслу статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в силу которых исполнение было невозможно.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии со статьёй 5, частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства.
В силу части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции.
Частью 1 статьи 5.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе: дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования области; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда с последующей компенсацией в соответствии с частью 5.1 статьи 5 настоящего Закона стоимости таких жилых помещений за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 3 Методики распределения субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов области на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющейся приложением N 2 к Закону Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ, допускается перераспределение субвенции в случае увеличения или уменьшения в течение текущего финансового года, в том числе учтенного при расчете общего объема субвенции показателя Кi - количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на получение жилого помещения в муниципальном образовании области, за исключением лиц, которые обеспечиваются жилыми помещениями, переданными в собственность муниципального района, муниципального, городского округов области исполнительным органом Амурской области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом.
Перераспределение субвенции осуществляется на основании письменных обращений органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области об увеличении или уменьшении размера субвенции, направленных исполнительному органу Амурской области, осуществляющему функции управления в сфере социальной защиты населения области, не позднее 1 октября текущего финансового года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и пришли к правильному выводу, что администрацией города Свободного не представлено доказательств, что в период с момента возбуждения исполнительного производства (15 февраля 2023 года), Администрацией предпринимались какие-либо меры для исполнения требований исполнительного документа в отношении конкретного лица - Ворониной А.С.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации города Свободного, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу заявителем не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам заявителя, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Ссылаясь на незаконность действий по взысканию исполнительского сбора, администрация города Свободного указала, что в рамках заключённых дополнительных соглашений с министерством социальной защиты населения Амурской области Администрацией, с учётом предоставленных субвенций, ведётся работа по предоставлению жилых помещений по договору специализированного найма лицам, по которым судебные акты состоялись ранее.
Между тем данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии должником всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N 27066/23/28044-ИП от 15 февраля 2023 года, взыскателем по которому является Воронина А.С, вопреки позиции об отсутствии вины в неисполнении судебного акта должник не представил доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы заявителя, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 05 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Свободного - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.