Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием многоканальной системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Рогова Ивана Петровича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Рогова Ивана Петровича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), заинтересованные лица: Рогова Ирина Георгиевна, Рогова Диана Игоревна, Коновалова Светлана Петровна, об отмене решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения Рогова И.П, Роговой Д.И. и её представителя ФИО12, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рогов И.П. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и просил отменить решение ФСИН России об отказе в его переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Иркутской области по месту жительства матери, супруги и сестры; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления о переводе для отбывания наказания в иное исправительное учреждение.
Определением суда от 22 марта 2023 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (далее - УФСИН по Республике Саха (Якутия)), в качестве заинтересованных лиц - Рогова И.Г. (мать административного истца), Рогова Д.И. (супруга административного истца), Коновалова С.П. (сестра административного истца).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Рогова И.П. отказано.
13 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Рогова И.П, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 04 декабря 2023 года (сдана в администрацию исправительного учреждения), в которой ставится вопрос об отмене решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года и удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции Рогов И.П. сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, судами не дана надлежащая оценка невозможности осужденного Рогова И.П. поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы, поскольку в связи с отдалённость проживания родственников и их финансовой несостоятельностью, они не могут приехать на длительные и краткосрочные свидания из города Иркутска в город Якутск. Также, заявитель сослался на нарушение судом первой инстанции принципа равноправия и состязательности сторон, не обеспечив участие в судебном заседании заинтересованных лиц.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2023 года и от 17 января 2024 года кассационная жалоба Рогова И.П. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в ФКУ "исправительная колония N 1" УФСИН России по Республике Саха (Якутия) и Усть-Удинском районном суде Иркутской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители ФСИН России, УФСИН по Республике Саха (Якутия), Рогова И.Г, Коновалова С.П, в судебной заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При этом, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность апелляционного определения, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Рогова И.П, Роговой Д.И. и её представителя ФИО12, изучив письменные возражения ФСИН России, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Рогов И.П. до ареста и осуждения был зарегистрирован и проживал в Иркутской области.
Приговором Иркутского областного суда от 28 июня 2017 года Рогов И.П. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - У- РФ) к 15 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании персонального наряда ФСИН России от 24 июля 2017 года Рогов И.П. был направлен в исправительное учреждение строгого режима Республики Саха (Якутия), с 26 декабря 2017 года отбывает наказание в ФКУ "Исправительная колония N 1" УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
В 2022 году родные осужденного Рогова И.П, проживающие на территории Иркутской области, Рогова И.Г. (мать), Рогова Д.И. (супруга) и Коновалова С.П. (сестра), обратились в ФСИН России с заявлениями о переводе Рогова И.П. в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту их жительства.
27 декабря 2022 года Управлением исполнения приговоров и специального учёта ФСИН России Роговой Д.И. дан ответ N ОГ-12-67717 об отсутствии обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию Роговым И.П. наказания в исправительном учреждении УФСИН России по Республике Саха (Якутия), и отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что Рогов И.П. относится к числу лиц, поименованных в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которым право на перевод в другое исправительное учреждение не предоставляется, а также исходя из характера совершённых им преступлений.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Рогова И.П, суды первой и апелляционной инстанции сославшись на положения Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утверждённого приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17, исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого решения уполномоченного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы осужденного Рогова И.П. и заинтересованных лиц, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о наличии непреодолимых препятствий, возникших в виду отдалённости места нахождения исправительного учреждения, и что административный истец не ограничен в правах на свидания с близкими родственниками, на получение почтовых отправлений, ведение телефонных переговоров, что брак между осужденным Роговым И.П. и Роговой Д.И. был заключен 19 июля 2019 года, т.е. в период нахождения административного истца в ФКУ "Исправительная колония N 1" УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебных инстанций в силу следующего.
По общему, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ), правилу, осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73, часть 1 статьи 81 УИК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ осужденные, в том числе за преступления, предусмотренные статьёй 209 УК РФ, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз, в период отбывания наказания осужденный может быть переведён для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Аналогичное положение содержится в пункте 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утверждённом приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17.
Таким образом, приведённое правовое регулирование, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое, и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности право на уважение семейной жизни, которое в данном случае реализуется посредством поддержания семейных связей во время тюремного заключения.
На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определениях от 28 марта 2017 года N 562-О, N 599-О.
Часть 2 статьи 81 УИК РФ содержит открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в конкретном исправительном учреждении, при установлении которых допускается перевод осужденных в другое исполнительное учреждение.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и с учётом того, что уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение, к таким обстоятельствам следует отнести невозможность заключённого поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не были применены приведённые выше положения действующего российского законодательства, не учтены обстоятельства, указанные Роговым И.П. и его родственниками в качестве мотивов его перевода в иное исправительное учреждение, о затруднительном социальном, физическом и финансовом положении его близких родственников, что лишает его возможности поддерживать личные семейные связи с семьёй, не выяснен вопрос реальной возможности перевода Рогова И.П. в другое исправительное учреждение соответствующего вида, расположенное наиболее близко к месту проживания семьи, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения ФСИН России, в связи с чем, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2023 года не могут быть признаны законными.
Судами первой и апелляционной инстанции допущены ошибки в толковании и применении норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Рогова И.П. и его родственников, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Рогова Ивана Петровича удовлетворить.
Признать незаконным решение ФСИН России от 27 декабря 2022 года N ОГ-12-67717 об отказе в переводе Рогова И.П. в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства родственников.
Обязать ФСИН России повторно рассмотреть заявления Роговой Д.И. (жена Рогова И.П.), Роговой И.Г. (мать Рогова И.П.), Коноваловой С.П. (сестра Рогова И.П.) о переводе осужденного Рогова И.П. в исправительное учреждение расположенное ближе к месту жительства родственников (Иркутская область) в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего кассационного определения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.