Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края", Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2023 года, принятое по административному делу N 2а-1211/2023, по административному иску Семенова Сергея Николаевича к Призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края, Военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семенов С.Н. обратился в Краснофлотский районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением к призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края (далее - призывная комиссия), Военному комиссариату Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края", в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии городского округа "Город Хабаровск" (Кировский и Краснофлотский районы) от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу.
В обоснование иска административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу с присвоением категории годности "Б-3". Принятое решение является незаконным, поскольку на дату принятия решения, с ДД.ММ.ГГГГ, он был трудоустроен в ООО "ДСЦБИ "МАСКОМ", имеющую государственную аккредитацию, на должность "инженер лаборатории защиты автоматизированных систем от несанкционированного доступа". ДД.ММ.ГГГГ истец получил диплом об окончании ФГБОУ ВО "ТОГУ" по программе подготовки магистров по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ Информатика; и вычислительная техника. Им были соблюдены требования для предоставления отсрочки в связи с трудоустройством в аккредитованной организации. В соответствии с информацией портала "Госуслуги" ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список на отсрочку от весеннего призыва для сотрудников ИТ-компаний на основании заявления N. Сотрудниками военного комиссариата было проигнорировано его право на получение отсрочки от призыва на военную службу для сотрудников ИТ- компаний. Кроме того, во время прохождения медицинского освидетельствования в военном комиссариате, врачами было не полностью учтено актуальное состояние здоровья, имеющееся у него заболевание, ограничивающее возможность прохождения военной службы.
Решением Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 16 июня 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2023 года решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 16 июня 2023 года отменено, принято новое решение, которым требования Семенова С.Н. удовлетворены.
Признано незаконным решение призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края о призыве Семенова С.Н. на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ.
20 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края", Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края, поданная через Краснофлотский районный суд города Хабаровска 7 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы административные ответчики ссылаются на то, что работодателем ООО "ДСЦБИ "МАСКОМ"" были нарушены сроки подачи на портал "Госуслуги" сведений о том, что Семенову С.Н. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, указанные сведения внесены только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем административному истцу обоснованно не предоставлена отсрочка от призыва, как сотруднику ИТ-компании. Кроме этого, Семенов С.Н. ДД.ММ.ГГГГ уволен с вышеуказанной организации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 года кассационная жалоба Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края", Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Формой реализации указанной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Судами установлено, что Семенов С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2022 год имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГБОУ УВО "Тихоокеанский государственный университет" по очной форме обучения.
ДД.ММ.ГГГГ Семенов С.Н. прибыл в военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска Хабаровского края для медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам медицинского освидетельствования, призывной комиссией вынесено заключение о категории годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу военным комиссариатом Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска Хабаровского края вручена повестка о необходимости явки в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения военной службы.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, оценивая представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что нарушений порядка призыва Семенова С.Н. на военную службу, в том числе по указанным в административном исковом заявлении доводам, свидетельствующих о его необоснованности и незаконности, призывной комиссией не допущено.
Отменяя вышеуказанное решение и принимая новое решение об удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции, установив, что административные ответчики были осведомлены о наличии у административного истца права на отсрочку, заявление об отказе от реализации права на отсрочку от призыва на военную службу административным истцом в призывную комиссию не подавалось, пришел к выводу о незаконности принятого призывной комиссией решения о призыве на военную службу, поскольку Семенову С.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В силу пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ следует, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, осуществляемому на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год, с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.).
Статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ закреплены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, предоставлено право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российский Федерации, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
28 марта 2022 года Правительство Российской Федерации постановлением N 490 утвердило Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федераций, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - Правила), определяющие категории граждан Российской Федерации из числа работающих в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - аккредитованные организации), которым предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу, и порядок предоставления этого права (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 83 предоставляется гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях по трудовому договору на условиях нормальной продолжительности рабочего времени не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала очередного призыва, имеющим высшее образование по специальностям и направлением подготовки по перечню согласно приложению, либо без предъявления требований к указанному периоду работы при заключении трудового договора с аккредитованной организацией не позднее одного года с даты окончания образовательной организации высшего образования, окончания обучения в научной организации.
Списки граждан формируются и направляются аккредитованными организациями в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее, чем за 50 календарных дней до начала очередного призыва на военную службу. В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование образовательной организации высшего образования (научной организации), дата ее окончания, наименование полученной специальности (направления подготовки) высшего образования, номер диплома об образовании, место работы, индивидуальный номер налогоплательщика аккредитованной организации, место жительства и военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором гражданин состоит на воинском учете. Списки граждан с персональными данными направляются; с учетом требований статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О персональных данных".
Исходя из положений вышеуказанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции установив, что Семенов С.Н. ДД.ММ.ГГГГ окончил ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет", имеет высшее образование по специальности "Информатика и вычислительная техника"; на момент принятия оспариваемого решения о призыве на военную службу Семенов С.Н. осуществлял трудовую деятельность в аккредитованной организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий ООО "ДСЦВИ "МАСКОМ" и работал в указанной организации на дату призыва, о чем представлен трудовой договор, пришел к обоснованному выводу о том, что на Семенова С.Н. распространяются требования Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, учитывал, что о наличии у административного истца права на отсрочку административные ответчики были осведомлены, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с программы "Госуслуги" от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуги о предоставлении отсрочки от весеннего призыва на военную службу для сотрудников ИТ-компаний по заявлению 2420365045, в связи с чем полагал о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку оспариваемым решением о призыве Семенова С.Н. на военную службу нарушено право административного истца на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на основании Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий! в Российской Федерации".
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта суда апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края", Военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.