Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хмелек Любови Парфирьевны на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 июля 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1253/2023, по административному иску Хмелек Любови Парфирьевны к Отделу Министерства внутренних дел России по Хабаровскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хмелек Л.П. обратилась в Хабаровский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Отделу Министерства внутренних дел России по Хабаровскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, в котором просила суд признать действия административных ответчиков неправомерными и противозаконными, обязать устранить нарушения, обязать ОМВД России по Хабаровскому району предоставить надлежащие мотивированные ответы, соответствующие нормативным документам МВД РФ; предоставить ответы на все ее заявления, с приложением определений о рассмотрении дел; обязать ОМВД России по Хабаровскому району, УМВД России по Хабаровскому краю принять меры по всем многочисленным нарушениям, изложенным в заявлениях.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в январе 2023 года ею направлены три заявления в ОМВД Хабаровского района: заявление о шуме ночью с 1 на ДД.ММ.ГГГГ в "адрес"; заявление об установлении лиц, неоднократно блокировавших дверь в подъезд дома (чем также создавалась пожарная опасность в подъезде) и заявление о выведении работы коммуникаций в ее квартире неизвестными лицами, в том числе бытового газа, чем создается угроза взрыва в доме. ДД.ММ.ГГГГ она получила только один ответ N от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП N), непонятного содержания, неясно на какое ее обращение. Никаких мер по правонарушениям, указанным в её заявлениях, принято полицией не было. Полагает, что имеется незаконное бездействие должностных лиц полиции. Вышеуказанный ответ не соответствует Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N г. На все неоднократные обращения в органы внутренних дел ей даны необоснованные ответы, либо ответы не давались вообще. Жалоба в УМВД Хабаровского края на противозаконные действия полиции района осталась также без реагирования и без принятия мер к устранению нарушений.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Хабаровского краевого суда от 14 июля 2023 года административные исковые требования Хмелек Л.П. оставлены без удовлетворения.
20 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хмелек Л.П, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении ее требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на доводы, аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе. При этом отмечает, что судами при рассмотрении ее требований не установлен факт отправки административным ответчиком ответов на ее обращения, в материалах дела отсутствуют доказательства отправки.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 года кассационная жалоба Хмелек Л.П. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в суд не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судами, поступившие в УМВД России по Хабаровскому району от Хмелек Л.П. заявления, датированные январем 2023 года, были надлежащим образом зарегистрированы в КУСП, по ним проведены проверки, по результатам которых ответы заявителю направлялись в порядке, предусмотренном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Инструкции о организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" по адресу, указанному заявителем в своих обращениях.
ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Хабаровскому краю поступила жалоба Хмелек Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержалось требование о проведении проверки должностных лиц УМВД России по Хабаровскому району по факту их незаконного бездействия, указанное заявление зарегистрировано УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ за N, жалоба направлена в ОМВД России по Хабаровскому району в порядке, предусмотренном пунктом 76.3 Инструкции, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, для рассмотрения по существу.
По результатам проверки дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в действиях сотрудников полиции признаков каких-либо нарушений действующего законодательства не выявлено. О принятом решении заявитель уведомлена по адресу, указанному в заявлении.
Разрешая требования административного истца Хмелек Л.П, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2012 года N707, установив, что обращения Хмелек Л.П. рассмотрены в установленные законом порядке и сроки уполномоченными должностными лицами, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Хмелек Л.П. и признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, изданная в целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Инструкция N 707), согласно пункту 3 которой рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Согласно пункту 7 Инструкции N 707 заявление - это сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, должностных; жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод.
В силу пункта 8 Инструкции, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции; уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения; не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.
При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), а равно не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, непринятие уполномоченным лицом возложенных действующим законодательством действий, связанных с обращением заявителя.
Согласно пункту 66 Инструкции зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 71 Инструкции обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.
Согласно пункту 76.3 Инструкции N 707 по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается решение о направлении обращения для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральной аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.
В соответствии с пунктом 145 названной Инструкции ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.
Проанализировав указанные выше положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что обращения Хмелек Л.П. зарегистрированы в установленном порядке, рассмотрены, по указанным обращениям проведены проверки, что подтверждается материалами дела, рапортами, по результатам проверок в адрес административного истца направлялись ответы, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ N, которым истец уведомлена о результатах проведенной проверки КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ N, которым истец уведомлена о результатах проведенной проверки КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ N, которым истец уведомлена о результатах проведенной проверки КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ, ей сообщено, что по результатам проверки принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; по обращению Хмелек Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Хабаровскому краю проведена проверка, дано заключение об отсутствии в действиях сотрудников полиции признаков нарушения действующего законодательства, материалами дела подтверждается факт направления указанных ответов в адрес административного истца повторно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя не могут быть признаны незаконными.
По настоящему делу такая совокупность условий не установлена.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
При рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хмелек Любови Парфирьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.