Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Шестуна Александра Владимировича - ФИО11 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 07 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края к Шестуну Александру Владимировичу, заинтересованные лица: Дума Уссурийского городского округа, департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края Шестуна Александра Владимировича.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. - ФИО10, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил досрочно прекратить полномочия депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края Шестуна А.В. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе слушания дела суды первой и апелляционной инстанции извещали о времени и месте судебных заседаний Уссурийскую городскую прокуратуру, прокуратуру Приморского края.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 13 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 07 июня 2023 года, административное исковое заявление Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. удовлетворено. Досрочно прекращены полномочия депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края Шестуна А.В. Решение обращено к немедленному исполнению.
20 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Шестуна А.В. - ФИО11, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 07 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, суд первой инстанции незаконно рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика и в отсутствие подлинников документов, истребованных судом, поскольку им было заявлено ходатайство об отложении слушания дела по причине крайне неблагоприятных погодных условий на территории Уссурийского городского округа и Владивостокского городского округа (выпадение большого количества осадков), а также незаконно обратил решение к немедленному исполнению. Кассатор указал, что судом апелляционной инстанции указанные нарушения исправлены не были. Также, кассатор сослался на отсутствие в материалах административного дела надлежащих и допустимых доказательств получения административным ответчиком в 2020 и 2021 годах вменяемого ему дохода, поскольку он выступал лишь посредников в передаче денег на строительство домов между Заказчиками, Большаковыми и субподрядчиками. Также судами не учтено, что с 01 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 06 февраля 2023 года N 12, которым была введена норма, освобождающая депутатов от предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года кассационная жалоба представителя Шестуна А.В. - ФИО11 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, Шестун А.В. и его представитель ФИО11, представители Думы Уссурийского городского округа, департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав устные и письменные возражения представителя Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. - ФИО10, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объёме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 7.2 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В Приморском крае данный порядок установлен Законом Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ "О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения" (далее - Закон Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
Частью 17(1) статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N122-КЗ, введенной Законом Приморского края от 04 декабря 2019 года N642-КЗ, установлено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные частью 7.3(1) статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ такими мерами ответственности являются: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и в Определении от 26 января 2017 года N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении административных исковых требований Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ "О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения", установили, что решением территориальной избирательной комиссии города Уссурийска от 10 сентября 2019 года N 237/1571 "О результатах выборов депутата Думы Уссурийского городского округа по одномандатному избирательному округу N21" Шестун А.В. зарегистрирован избранным депутатом Думы Уссурийского городского округа Приморского края; что на основании обращения ФИО16 от 08 июля 2022 года, приказа Губернатора Приморского края департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 29 июля 2022 года N 84-мк, проведена проверка соблюдения Шестуном А.В. в течение 3-х лет, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки, ограничений, запретов, связанных с противодействием коррупции, в ходе которой установлено, что депутатом Шестуном А.В. не исполнена обязанность, выразившаяся в том числе в представлении недостоверных сведений о доходах за отчётные периоды 2020, 2021 годы, а именно: в справке о доходах на
Шестуна А.В. за 2020 год, в разделе 1 "Сведения о доходах" указан общий доход за отчётный период в размере "данные изъяты" рублей, из которых "данные изъяты" рублей - доход от ООО ФИО17, "данные изъяты" рублей - доход от продажи доли в уставном капитале ООО ФИО19; в справке о доходах на Шестуна за 2021 год, в разделе 1 "Сведения о доходах" указан общий доход за отчётный период в размере "данные изъяты" рублей, полученный от ООО ФИО17, при том, что в ходе проверки выявлены факты преднамеренного сокрытия Шестуном А.В. доходов от предпринимательской деятельности в 2020 году на сумму "данные изъяты" рублей, в 2021 году на сумму "данные изъяты" рублей, в результате заключенных договоров строительства жилых домов, и пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к депутату Думы Уссурийского городского округа Шестуну А.В. юридической ответственности за допущенные нарушения в виде досрочного прекращения полномочий депутата.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Шестуном А.В. и его представителем ФИО11, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы сторон, при рассмотрении и разрешении административного дела.
Довод кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции незаконно рассмотрено административное дело в отсутствие административного ответчика и в отсутствие подлинников документов, истребованных судом, поскольку им было заявлено ходатайство об отложении слушания дела по причине крайне неблагоприятных погодных условий, не свидетельствует о нарушении судом процессуальных норм, поскольку данное ходатайство разрешено судом в соответствии с требованиями статей 152, 154 КАС РФ, и отказ в удовлетворении данного ходатайства на правильность принятого судом акта не влияет и основанием для его отмены не является, поскольку неявка стороны, извещённой надлежащим образом о дате рассмотрения дела, в судебное заседание, не является безусловным основанием для отложения рассмотрения дела, что следует из положений статьи 150 КАС РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе (часть 1 статьи 63 КАС РФ). Для установления юридически значимых обстоятельств и правильного разрешения настоящего спора судами изучены все имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана соответствующая оценка. Кроме этого, в силу части 3 статьи 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства по делу в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности для разрешения конкретного спора определяется судом. Принимая решение по делу, суды исходили из того, что в материалах дела имеются достаточные доказательства, позволяющие разрешить заявленный спор.
Довод, изложенный в кассационной жалобе о том, что суд первой инстанции незаконно обратил решение к немедленному исполнению, нельзя признать состоятельным. Обжалуемое решение обращено к немедленному исполнению с соблюдением положений статьи 188 КАС РФ. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, приведены в решении, оснований не согласиться с ними не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на вступивший в силу с 01 марта 2023 года Федеральный закон от 06 февраля 2023 года N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", как на норму, освобождающую депутатов от предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не состоятельна, поскольку указанным законом только упрощён порядок предоставления депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме этого, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О).
Между тем, предметом настоящего спора является досрочное прекращение полномочий депутата Думы Уссурийского городского округа Приморского края Шестуна А.В. по итогам проведённой в 2022 году проверки достоверности и полноты сведений о доходах, предоставленных Шестуном А.В. за отчётные периоды - 2020, 2021 годы.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 07 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шестуна Александра Владимировича - Ле М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.