Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Ковалёва С.А. и Медведевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к АО "Управление по обращению с отходами", МУП "ЖЭУ-10", ООО "ЭкоСити", Департаменту городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, МКУ Управление мониторинга городского хозяйства, Департаменту финансов администрации г. Южно-Сахалинска о возмещении ущерба, по кассационной жалобе Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сочен Е.Д. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ответчиков в равных долях возмещение ущерба в размере 194 632 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 5 092, 64 рублей.
Требования мотивированы тем, что 10 ноября 2021 года после порывов ветра ее автомобиль, припаркованный у дома "адрес", был поврежден откатившимся мусорным контейнером. Стоимость восстановительного ремонта составит 194 632 рубля.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены МУП "ЖЭУ-10", ООО "Экосити", Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Бусыгин А.В, Хрищанович С.В, Полугар Д.М.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 26 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2023 года, с муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" в лице Департамента финансов администрации г. Южно-Сахалинска за счет средств казны муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" в пользу Сочен Е.Д. взыскан материальный ущерб в размере 194 632 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 5 092, 64 рублей.
В кассационной жалобе Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска ставится вопрос об отмене судебных постановлений, принятии нового судебного акта.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной кассационной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 ноября 2021 года в результате порывов ветра автомобиль "Lexus RX", принадлежащий Сочен Е.Д. припаркованный у дома "адрес", был поврежден откатившимся мусорным контейнером.
Согласно представленной калькуляции ООО "Независимый технический эксперт" от 12 ноября 2021 года, стоимость восстановительного ремонта составит 194 632 рубля.
Вывоз мусора по данному адресу осуществляет ООО "Экосити", в том числе 10 ноября 2021 года за четыре часа до происшествия.
Ограждением в виде бордюра площадка с мусорными контейнерами не оборудована.
Разрешая заявленный спор, суды первой и апелляционной инстанции установили наличие условий для возмещения вреда, предусмотренных статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определив муниципальное образование как ответственное за убытки лицо, исходя из статуса и полномочий, возложенных законом и нормативным актом, определяющим его сферу деятельности и функции.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины муниципального образования отклоняются ввиду следующего.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 года N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
В Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного Департаментом городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, площадка, расположенная у дома "адрес" имеет координаты 46.9476 46, 142.759 412, при этом указаний на то, что она расположена на сформированном земельном участке и входит в состав общего имущества многоквартирного дома, не имеется.
На основании пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Пунктом 3.7.4 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, предусмотрено, что площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Между тем, площадка подобного ограничения не имеет.
Таким образом, отсутствие соответствующего оснащения контейнерной площадки свидетельствует о бездействии ответчика - муниципального образования, которое обязано осуществлять деятельность по надлежащему содержанию этого оборудования, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
При этом указание заявителя кассационной жалобы на тот факт, что мусорный контейнер не был поставлен на стояночный тормоз, в результате чего выкатился на дорогу, а также на сильные порывы ветра, с муниципального образования ответственности за ненадлежащее содержание мусорной площадки не снимает.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.