Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А, судей Юдановой С.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов публичного правового образования "Солнечный муниципальный район" Хабаровского края и неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В, выслушав объяснение прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с названным иском, указав, что в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" с 2015 года администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обязана передавать объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в пользование только путем заключения концессионных соглашений, однако, вследствие недостаточности принятых ответчиком мер, концессионные соглашения не заключены. Сети теплоснабжения и водоснабжения передаются органом местного самоуправления в аренду, что противоречит действующему законодательству. Решениями арбитражного суда договоры аренды признаны недействительными. С учетом уточнения иска, отказа от иска в части, просил обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения Горненского сельского поселения, Хурмулинского сельского поселения, сельского поселения "Поселок Горин", сельского поселения "Село Эворон", сельского поселения "Поселок Амгунь", сельского поселения "Поселок Джамку", объектами теплоснабжения и водоотведения Березовского сельского поселения, объектами теплоснабжения Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, являющимися муниципальным имуществом Солнечного муниципального района, путем заключения концессионного (концессионных) соглашения (соглашений) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 27 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 ноября 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 марта 2023 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 октября 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края просит указанные судебные акты отменить как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответичк, третьи лица не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено, что администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края, начиная с октября 2018 года, объекты и сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в поименованных в иске населенных пунктах переданы в пользование ООО "Исток", ООО "Солнечная теплоэнергетическая компания", ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" на основании договоров аренды, которые признаны решениями арбитражного суда недействительными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" исходил из того, что использование объектов централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Солнечного муниципального района Хабаровского края, с учетом срока ввода их в эксплуатацию, должна осуществляться исключительно по концессионным соглашениям. Установив, что спорное муниципальное имущество, предназначенное для оказания коммунальных услуг было передано в пользование хозяйствующим субъектам вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора, возложив на орган местного самоуправления обязанность по передаче таких объектов в пользование путем заключения концессионных соглашений.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Закон о концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно части 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях целями настоящего федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего федерального закона (часть 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).
Частью 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.
Аналогичные требования содержатся в части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.
С учетом приведенных положений законодательства, принимая во внимание сроки ввода в эксплуатацию спорных объектов коммунальной инфраструктуры, суды пришли к правильному выводу о том, что установленный федерльным законодательством особый порядок передачи права владения и (или) пользования данными объектами органом местного самоуправления не соблюден, передача прав владения и (или) пользования спорными объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из спорных объектов не решен.
Как верно указано судами, заключение концессионного соглашения направлено на обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также улучшение качества жизни населения путем обеспечения коммунальными услугами надлежащего качества.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы жалобы о том, что отсутствие указания в судебном решении концессионера, которому надлежит передать объекты, является непреодолимым препятствием к исполнению судебного акта, поскольку указание конкретного лица не имеет правового значения, а определяющим является сам факт передачи, иное противоречит основным принципам государственной политики в сфере водоснабжения и теплоснабжения, в связи с чем правовых оснований для отмены постановленных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнечного районного суда от 10 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.