Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Саломатиной Л.А, судей Егоровой А.И, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Краевому государственному автономному учреждению "Уктурское лесное хозяйство" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 ноября 2023 года, Заслушав доклад судьи Егоровой А.И,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Краевому государственному автономному учреждению "Уктурское лесное хозяйство" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указал, что с 14 ноября 2016 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с КГАУ "Уктурское лесное хозяйство". На основании договора найма служебного жилого помещения N 1 от 10 марта 2021 года, заключенного с КГАУ "Уктурлесхоз", ему передано во владение и пользование жилое помещение - квартира, общей площадью 31, 9 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", находящееся в оперативном управлении КГАУ "Уктурлесхоз". 3 апреля 2023 года им было подано заявление в КГАУ "Уктурлесхоз" о передаче занимаемого жилого помещения в собственность по договору приватизации. Уведомлением от 11 апреля 2023 года за N 188 в приватизации квартиры ему отказано на основании подпункта 3 пункта 3 постановления Правительства Хабаровского края от 23 июля 2012 года N 243-пр "Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края". Считает отказ в приватизации занимаемого жилого помещения незаконным и необоснованным, принятым в нарушение положений статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно выписке из ЕГРН, "адрес" "адрес" в "адрес" является собственностью Хабаровского края и находится в оперативном управлении КГАУ "Уктурлесхоз". В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 17 августа 2021 года указанное жилое помещение включено в специализированный государственный жилищный фонд Хабаровского края с отнесением к числу служебных жилых помещений. Основаниями для издания такого распоряжения послужили протокол краевой комиссии по вопросам распределения служебных жилых помещений между органами государственной власти Хабаровского края и краевыми учреждениями N 1 от 15 марта 2021 года, ходатайство КГАУ "Уктурлесхоз", выписка из ЕГРН о регистрации права оперативного управления.
Полагает, что поскольку договор найма жилого помещения между ним и КГАУ "Уктурлесхоз" был заключен до принятия распоряжения о включении спорной квартиры в специализированный государственный жилищный фонд Хабаровского края с отнесением к числу служебных жилых помещений, и на момент его заключения спорная квартира не имела статуса служебной, ее следует относить к жилому фонду социального использования. О принадлежности жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда сведения в ЕГРН отсутствуют. Отсутствие у квартиры официального статуса служебной дает право жильцам, проживающим в ней, осуществить приватизацию, что регламентировано статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также полагает, что право на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации дает ему проживание в квартире более двух лет. Факт начала проживания в жилом помещении еще до регистрации в ней подтверждается тем, что он оплатил образовавшуюся за 2021 год задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, микрорайон Дружба, д. 32, кв. 81.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 ноября 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что на момент предоставления ему спорной квартиры в марте 2021 года она не являлась служебной, следовательно, препятствий для ее приватизации не имеется. Последующее включение квартиры в специализированный жилищный фонд не может служить препятствием к реализации им права на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года N 1541-1, Порядком принятия решений о приватизации служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края", утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края N 243-пр от 23 июля 2012 года, и исходил из того, что квартира, в отношении которой заявлен иск, является служебной, закреплена на праве оперативного управления за КГАУ "Уктурское лесное хозяйство" и предоставлена работнику ФИО1 во временное пользование, на период трудовых отношений. Комиссия по рассмотрению вопросов о приватизации служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, сформированная Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, решения о приватизации данного жилого помещения не принимала, согласие собственника на приватизацию служебного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении учреждения, отсутствует. Доводы истца о том, что договор найма был заключен с ним до включения квартиры в специализированный жилищный фонд Хабаровского края и закрепления статуса служебного жилья, судом отклонены с указанием на то, что решение о предоставлении квартиры ФИО1 было принято собственником только 3 марта 2022 года, тогда как в специализированный жилищный фонд Хабаровского края квартира включена 17 августа 2021 года. Само по себе вселение ФИО1 в спорную квартиру до заключения с ним договора найма служебного жилого помещения и внесение им оплаты за пользование жилым помещением и коммунальные услуги не свидетельствуют о возникновении права пользования ею на условиях договора социального найма.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием, отклонив апелляционную жалобу истца.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона).
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2 данного Закона).
Согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
По смыслу данной статьи собственник жилищного фонда вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность включения и исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из дела видно, что спорное жилое помещение является государственной собственностью Хабаровского края, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находится в оперативном управлении КГАУ "Уктурское лесное хозяйство".
Вопросы приватизации служебных жилых помещений, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, регулирует Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края", утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края N 243-пр от 23 июля 2012 года.
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, а также учитывая, что компетентным органом решение о приватизации служебного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края не принималось, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца о признании права на приватизацию занимаемого на условиях договора найма служебного жилого помещения не имеется.
Доводы истца о том, что на момент предоставления ему спорной квартиры в марте 2021 года она не являлась служебной, а ее последующее включение в специализированный жилищный фонд не может служить препятствием к реализации им права на приватизацию занимаемого жилого помещения, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку представленных в дело доказательств, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о наличии оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.