Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Гончарова С.Н. на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области Лунева А.А. N 079/04/19.8-41/2023 от 25 мая 2023 года, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 июля 2023 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора акционерного общества "Санаторий "Кульдур" Гончарова Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - и Управление) Лунева А.А. N 079/04/19.8-41/2023 от 25 мая 2023 года, оставленного без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 июля 2023 года и решением судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2023 года, должностное лицо - генеральный директор акционерного общества "Санаторий "Кульдур" Гончаров С.Н. (далее - АО "Санаторий "Кульдур", Общество) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, генеральный директор АО "Санаторий "Кульдур" Гончаров С.Н. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
Изучение доводов жалобы, материалов истребованного дела, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона о защите конкуренции на коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей возложена обязанность представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Частью 6 статьи 44 Федерального закона о защите конкуренции установлено право антимонопольного органа в ходе рассмотрения заявления или материалов запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
В силу части 4 статьи 25.4 Федерального закона о защите конкуренции непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Как установлено по делу, 22 февраля 2023 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступило обращение из правительства Еврейской автономной области о повышении с 25, 70 до 83, 53 рублей стоимости 1 куб.м минеральной воды, поставляемой АО "Санаторий Кульдур" для ООО Санаторий Горняк (л.д.8). 14 марта 2023 года Управление направило на имя генерального директора АО "Санаторий "Кульдур" Гончарова С.Н. запрос о предоставлении в срок до 24 марта 2023 года следующей информации и документов: устава, письменных пояснений по факту увеличения стоимости одного куб. м минеральной воды (с НДС) покупателю ООО "Санаторий Горняк" с приложением подтверждающих документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица АО "Санаторий "Кульдур", калькуляции цен на минеральную воду (с расшифровкой затрат) на 2022 год и 2023 год, выписки из ЕГРЮЛ, выручки за 2022 год от реализации минеральной воды, списка покупателей, с которыми заключены договоры на поставку минеральной воды за 2022 год (л.д.5).
На указанный запрос письмом от 20 марта 2023 года генеральный директор Гончаров С.Н. просил предоставить мотивированное требование с приложением копий обращения правительства Еврейской автономной области и приказа о назначении (проведении) проверки, а также продлить срок предоставления информации и документов (л.д.6).
24 марта 2023 года Управлением на имя генерального директора АО "Санаторий "Кульдур" Гончарова С.Н. направлен повторный запрос, в котором на основании статьи 25 и части 6 статьи 44 Федерального закона о защите конкуренции заявлено требование в срок до 3 апреля 2023 года представить информацию и документы, указанные в предыдущем запросе от 14 марта 2023 года, и разъяснены последствия непредоставления или несвоевременного предоставления указанных сведений (административная ответственность по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ) (л.д.7).
5 апреля 2023 года в Управление области поступило письмо генерального директора АО "Санаторий "Кульдур" Гончарова С.Н. от 2 апреля 2023 года о том, что запросы будут рассмотрены после получения ответов на поданные жалобы на действия Управления (л.д.23).
Пояснения об увеличении тарифа на минеральную воду поступили в Управление 15 мая 2023 года, остальные истребуемые документы и информация не поступили (л.д.51).
Таким образом, генеральный директор АО "Санаторий "Кульдур" Гончаров С.Н. не предоставил в срок до 3 апреля 2023 года информацию по запросам Управления от 14 марта 2023 года и 24 марта 2023 года, что повлекло привлечение его к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ на основании оспариваемого постановления должностного лица антимонопольного органа от 25 мая 2023 года, с законностью которого согласились судьи нижестоящих судов.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного кодекса.
Действия Гончарова С.Н. правильно квалифицированы по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Суды пришли к верному выводу о том, что запросы Управления от 14 марта 2023 года и 24 марта 2023 года соответствует требованиям законности, в них содержится ссылка на положения федерального закона, устанавливающего право антимонопольного органа запрашивать необходимую информацию и обязанность коммерческих организаций и некоммерческих организаций (их должностных лиц), федеральных органов исполнительной власти (их должностных лиц), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностных лиц), органов местного самоуправления (их должностных лиц), иных осуществляющих функции указанных органов или организаций (их должностных лиц), а также государственных внебюджетных фондов (их должностных лиц), физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставлять информацию в антимонопольный орган, на получение информации, в частности статей 44 и 25 Федерального закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о немотивированности направленных Управлением требований о предоставлении информации, необходимой для проверки заявления правительства Еврейской автономной области обоснованно отклонен как несостоятельный.
При этом суды исходили из того, что требование антимонопольного органа направлено генеральному директору АО "Санаторий "Кульдур" в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий; не противоречило критериям, предъявляемым Федеральным законом о защите конкуренции; прямое указание в требовании на повод истребования информации (обращение правительства Еврейской автономной области) и нормативно-правовое основание свидетельствовало о соблюдении требований Федерального закона о защите конкуренции.
Буквальное содержание обязательного для исполнения АО "Санаторий "Кульдур" требования антимонопольного органа о необходимости представить определенные документы, информацию и сведения, учитывая цель и задачи проводимого контроля, исключало возможность его неверного толкования или непонимания.
Суды пришли к выводу, что заявитель имел реальную возможность для исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, однако не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Изложенные выводы соответствуют положениям статьи 2.4 КоАП РФ о том, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приведенные в жалобе доводы, в том числе о ненадлежащем извещении Гончарова С.Н. о рассмотрении Биробиджанским районным судом Еврейской автономной области 14 июля 2023 года жалобы на оспариваемое постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области были предметом рассмотрения судьи суда Еврейской автономной области и обоснованно отклонены, как несостоятельные.
Нарушения требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N234, действующих на момент направления в адрес Гончарова С.Н. судебных извещений, не усмотрено обоснованно, о чем в судебном акте судьи автономной области приведены исчерпывающие выводы.
Постановление о назначении наказания N 079/04/19.8-41/2023 от 25 мая 2023 года вынесено в пределах срока давности, установленного частью 5 статьи 19. 8 кодекса, для данной категории дел.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения лица к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 14).
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно. Дело рассмотрено полно, всесторонне, объективно.
Постановление о привлечении Гончарова С.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленного санкцией части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области Лунева А.А. N 079/04/19.8-41/2023 от 25 мая 2023 года, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 14 июля 2023 года, решение судьи суда Еврейской автономной области от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора акционерного общества "Санаторий "Кульдур" Гончарова Сергея Николаевича, оставить без изменения, жалобу Гончарова С.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного
суда общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.