Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Кирсановой Т.В., действующей на основании доверенности в защиту Колесниковой Т.С., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 69 судебного района "Хабаровский район Хабаровского края" от 26 июля 2023 года и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2023 года в отношении директора частного учреждения отдыха и оздоровления детей "Мир Детства" Колесниковой Татьяны Степановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 69 судебного района "Хабаровский район Хабаровского края" от 26 июля 2023 года директор частного учреждения отдыха и оздоровления детей "Мир Детства" (далее ЧУООД "Мир Детства") Колесникова Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2023 года постановление мирового судьи от 26 июля 2023 года изменено, постановлено в его резолютивной части указать на привлечение Колесниковой Т.С. к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Кирсанова Т.В. в защиту Колесниковой Т.С. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Из материалов дела следует, что 1 июня 2023 года прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов в ЧУООД "Мир Детства" по адресу с. Воронежское-2 Хабаровского района Хабаровского края, в ходе которой установлено, что директор ЧУООД "Мир Детства" Колесникова Т.С. в нарушение пунктов 5.1.10, 5.2.1, 6.1.1, 6.2.3, 6.3.1, 6.5.9 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904 пр, не приняла мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели или изменение фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками для инвалидов с нарушением зрения о приближении их к зонам повышенной опасности; на стоянке (парковке) общего пользования около КПП не выделены машиноместа (не менее одного места) для маломобильных граждан; в жилых корпусах отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли; на участках пола зданий и корпусов по основному ходу движения перед дверными проемами отсутствуют предупреждающие тактильные напольные указатели; отсутствуют специально оборудованные для маломобильных групп населения универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевалках ванных и душевых; перед входами во внутренние помещения зданий и корпусов отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля с указанием назначения помещения. Допущенное бездействие свидетельствует об уклонении должностного лица от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что нарушает положения статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Должностным лицом Колесниковой Т.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Колесникова Т.С. не является субъектом административного правонарушения, поскольку собственником имущества, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Мичуринское сельское поселение, с. Воронежское, 2, является департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, подлежат отклонению как несостоятельные.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу вышеприведенных положений статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов обеспечение равных возможностей маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам является обязанностью всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм.
Как следует из материалов дела, ЧУООД "Мир Детства" осуществляет деятельность по организации отдыха и оздоровления детей (л.д.53), что не оспаривается сторонами.
По договору безвозмездного пользования объектов нежилого фонда г. Хабаровска N 34 от 1 декабря 2014 года муниципальное имущество в виде нежилых зданий, бассейна передано в безвозмездное пользование ЧУООД "Мир Детства" для использования под организацию оздоровления и отдыха детей в летний период (оздоровительный детский лагерь) и других категорий населения после окончания летнего сезона (л.д.93).
Согласно пункту 2.3.2 данного договора, ЧУООД "Мир Детства" обязано поддерживать данный объект недвижимого имущества в надлежащем техническом и соответствующем санитарном состоянии, производить за свой счет текущий (не менее 1 раза в год) и капитальный ремонт, нести расходы, связанные с эксплуатацией объекта. В случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта ввести его в эскплуатацию.
Изложенное свидетельствует о том, что именно ЧУООД "Мир Детства" является лицом, ответственным за содержание переданных в безвозмездное пользование объектов нежилого фонда города, а не собственник недвижимого имущества, в связи с чем ЧУООД "Мир Детства" обязано обеспечивать доступ инвалидов к указанным объектам.
Следует также учесть, что в силу положений статьи 3.1 Федерального закона о социальной защите инвалидов не допускается дискриминация по признаку инвалидности. При этом под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Неприспособленность вышеуказанного объекта социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к нему маломобильных групп граждан свидетельствует о дискриминации по признаку инвалидности, что недопустимо, в связи с чем должностное лицо ЧУООД "Мир Детства" не может быть освобождено от обязанности приспособить занимаемое здание в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов.
Субъектами административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьи 9.13 КоАП РФ, выступают должностные лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Колесникова Т.С. является директором ЧУООД "Мир Детства" (л.д.52-56).
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что директор ЧУООД "Мир Детства" Колесникова Т.С, являясь его единоличным исполнительным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью и обладающим организационно-распорядительными полномочиями, обязана принимать меры, направленные на создание беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ директор ЧУООД "Мир Детства" Колесникова Т.С, не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно признана виновной в неисполнении законодательства в части соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов.
Доводы автора жалобы о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов применяются только с 1 июля 2016 года исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, правильности состоявшихся по делу выводов не опровергают.
Действительно, пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" определяет, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем часть 4 статьи 15 указанного федерального закона прямо предусматривает, что в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
С учетом того, что характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства о правах и социальных гарантиях инвалидов не свидетельствует о том, что единственным способом для их устранения является реконструкция или модернизация используемого объекта социальной инфраструктуры, то оснований признать наличие объективных причин, препятствующих директору ЧУООД "Мир Детства" Колесниковой Т.С. обеспечить доступность маломобильных групп граждан к используемому объекту социальной инфраструктуры, не имеется.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Наказание Колесниковой Т.С. назначено в пределах санкции статьи 9.13 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 69 судебного района "Хабаровский район Хабаровского края" от 26 июля 2023 года и решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26 сентября 2023 года в отношении директора частного учреждения отдыха и оздоровления детей "Мир Детства" Колесниковой Татьяны Степановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Кирсановой Т.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.