Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Красиковой О.Е., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-47/2023 по частной жалобе Министерства финансов Забайкальского края на определение Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2023 года о возвращении апелляционной жалобы Министерства финансов Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы",
УСТАНОВИЛ:
решением Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года удовлетворено административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц. Признано недействующим со дня принятия приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023 годы: для потребителей городского округа "Город Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 09 августа 2023 года решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" - без удовлетворения.
Судебные акты суда первой и апелляционной инстанции были предметом проверки в кассационном порядке, кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 09 августа 2023 года оставлены без изменения, кассационные жалобы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" - без удовлетворения.
02 ноября 2023 года Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Забайкальский краевой суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемым решением нарушены права и законные интересы Министерства финансов Забайкальского края, поскольку исходя из решения на Забайкальский край возлагаются обязанности по финансированию соответствующих расходов в сумме 1, 12 млрд. рублей.
Определением Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2023 года апелляционная жалоба Министерства финансов Забайкальского края возвращена заявителю.
Не согласившись с определением суда, представителем Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В. подана частная жалоба, в которой она просит определение отменить, принять апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края к производству Пятого апелляционного суда общей юрисдикции. В обоснование доводов частной жалобы указывает, что решением суда первой инстанции нарушены права и законные интересы Министерства финансов Забайкальского края как финансового органа субъекта Российской Федерации. Полагает, что при рассмотрении административного дела Министерство финансов Забайкальского края должно было быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Считает, что непривлечение судом первой инстанции к участию в деле Министерства финансов Забайкальского края является нарушением норм процессуального и права.
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" на частную жалобу представлен отзыв.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает вынесенное определение правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что после поступления апелляционной жалобы в суд первой инстанции судье необходимо проверить, обладает ли лицо, подавшее жалобу, правом апелляционного обжалования.
По смыслу части 2 статьи 295, пунктов 2, 4 части 1 статьи 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба, поданная лицом, которое не было привлечено к участию в деле, должна содержать сведения о правах и об обязанностях, вопрос о которых был разрешен в обжалуемом судебном акте.
Разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности.
В обоснование поданной жалобы представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. указала, что принятое 04 мая 2023 года Забайкальским краевым судом решение затрагивает права и интересы Министерства финансов Забайкальского края, которое не было привлечено к участию в деле, что является нарушением норм процессуального законодательства.
Из материалов административного дела усматривается, что по результатам рассмотрения заявленных требований о признании недействующим в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" вопрос о правах и об обязанностях Министерства финансов Забайкальского края разрешен не был.
В данном случае из обжалуемого решения суда не следует, что Министерство финансов Забайкальского края, указанным судебным актом ограничивалось в правах, либо наделялось правами или на него возлагались обязанности, как на лицо, не привлеченное к участию в деле.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что апелляционная жалоба Министерства финансов Забайкальского края, согласно пункту 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, и подлежит возврату.
Доводы частной жалобы о том, что обжалуемое решение принято без привлечения к участию в деле Министерства финансов Забайкальского края, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права, не порождает у него безусловное право на обжалование решения Забайкальского краевого суда.
При таких данных обжалуемый судебный акт о возврате апелляционной жалобы являются законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Забайкальского краевого суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства финансов Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.