Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Войтко С.Н., рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания административный материал N с частной жалобой публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на определение судьи Забайкальского краевого суда от 12 января 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
20 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) принят приказ N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА).
Приложением N 1 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (Читинской ТЭЦ-1, Читинской ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ) потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года N 666-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года N 666-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА внесены изменения, таблица приложения N 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказом РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года N 775-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года N 775-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА внесены изменения, таблица приложения N 1 к приказу изложена в новой редакции.
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК-14") обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года N 666-НПА и от 17 ноября 2022 года N 775-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022 и 2023 годы для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) имеющих право на льготы.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с нарушением подпунктов 5 и 7 части статьи 3, статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 22, 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования). При определении необходимой валовой выручки организации органом регулирования были допущены нарушения в части определения размера затрат на покупку электрической энергии и холодной воды в себестоимости теплоснабжения, затрат по статье "Амортизационные отчисления" за 2020 год, затрат по статье "расходы по сомнительным долгам" за 2020 год, нормативной прибыли (расходы по коллективному договору), а также при определении полезного отпуска тепловой энергии.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 12 января 2024 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе ПАО "ТГК-14", ссылаясь на незаконность принятого судебного акта, просит его отменить.
По мнению апеллянта, в рамках ранее рассмотренного административного дела N указанное приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА признано недействующим только в части тарифов на 2022 и 2023 годы для потребителей - юридических лиц и основанием для признания приложения в указанной части недействующим явилось его несоответствие пункту 25 Основ ценообразования.
Однако, в настоящем административном исковом заявлении административный истец просит признать приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА недействующим в части тарифов для иных категорий потребителей по иным правовым основаниям, которые не были предметом рассмотрения в рамках административного дела N Суд не оценивал законность приложения в части тарифов для населения и для потребителей, имеющих право на льготы, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в принятии административного иска.
На основании статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Проверив представленный материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Согласно части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В абзаце 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.
Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав). В случае, если решение суда по другому делу, которым оспариваемый правовой акт признан недействующим, не вступило в законную силу, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить производство по нему до вступления данного решения в законную силу (пункт 4 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в принятии административного искового заявления ПАО "ТГК-14", судья исходил из того, что имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Так из представленного административного материала следует, что решением Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года по административному делу N N удовлетворено административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц. Признано недействующим со дня принятия приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023 годы:
для потребителей городского округа "Город Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09 августа 2023 года решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы РСТ Забайкальского края, ПАО "ТГК-14" - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09 августа 2023 года оставлены без изменения, кассационные жалобы РСТ Забайкальского края, "ПАО ТГК-14" - без удовлетворения.
При этом из вступившего в законную силу решения Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года по административному делу N усматривается, что в оспариваемом приложении N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (Читинской ТЭЦ-1, Читинской ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ) потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы с календарной разбивкой, которые составили:
для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года - 2 031, 90 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 01 января по 30 июня 2019 года - 1253, 49 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 1 289, 78 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года - 1289, 78 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года - 1341, 37 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2021 года-1341, 37 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года - 1395, 02 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2022 года - 1395, 02 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1450, 82 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2023 года - 1450, 82 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2023 года - 1508, 86 руб./Гкал;
для населения городского поселения "Приаргунское" (с учетом НДС) - с 01 января по 30 июня 2019 года - 1184, 82 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 1219, 12 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2020 года - 1219, 12 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2020 года - 1267, 88 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2021 года - 1267, 88 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2021 года - 318, 60 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2022 года - 1318, 60 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1371, 34 руб./Гкал, с 01 января по 30 июня 2023 года - 1371, 34 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2023 года - 1426, 20 руб./Г кал.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года N 666- НПА таблица приложения N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА изложена в новой редакции, согласно которой тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2022 год составили:
для потребителей городского округа город "Чита" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 30 июня 2022 года - 2030, 22 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 2070, 82 руб./Г кал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 30 июня 2022 года - 2030, 22 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 250, 22 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 30 июня 2022 года - 2030, 22 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 2142, 49 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 01 января по 30 июня 2022 года - 1403, 88 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1465, 65 руб./Гкал;
для потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, - с 01 января по 30 июня 2022 года - 1169, 90 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1221, 38 руб./Гкал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) (с учетом НДС) - с 01 января по 30 июня 2022 года - 1374, 66 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1435, 15 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), имеющих право на льготы, - с 01 января по 30 июня 2022 года - 1145, 55 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря 2022 года - 1195, 96 руб./Гкал.
Приказом РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года N 775-НПА таблица приложения N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА изложена в новой редакции, согласно которой тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2023 год составили:
для потребителей городского округа город "Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 2148, 45 руб./Гкал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 2734, 04 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 2291, 35 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита" (с учетом НДС) - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1673, 77 руб./Гкал;
для потребителей городского округа "Город Чита", имеющих право на льготы, - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1394, 81 руб./Гкал;
для населения городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1597, 56 руб./Гкал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1331, 30 руб./Г кал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) (с учетом НДС) - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1564, 31 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), имеющих право на льготы, - с 01 января по 31 декабря 2023 года - 1303, 59 руб./Г кал.
Вместе с тем, решение Забайкальского краевого суда от 04 мая 2023 года по административному делу N N не содержит выводов суда о признании недействующим приложения N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2022 и 2023 годы для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) имеющих право на льготы.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что уже имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете является ошибочным.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает, что определение судьи об отказе в принятии административного искового заявления нельзя признать законным и обоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.
Из пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что вопрос о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление выясняется при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.
Указанные в данном судебном акте обстоятельства не могут быть оценены на стадии принятия административного иска к производству, поскольку подразумевают оценку фактических обстоятельств дела, которая может быть дана судом при разрешении спора по существу. По результатам данной оценки, а также с учетом иных имеющих значение обстоятельств суд первой инстанции не лишен возможности применить последствия предусмотренные главами 17, 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу требований части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судьей краевого суда допущено нарушение норм процессуального законодательства, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением административного материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Забайкальского краевого суда от 12 января 2024 года отменить, административный материал N по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" об оспаривании в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" направить в Забайкальский краевой суд для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Забайкальский краевой суд.
Судья С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.