Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу защитника Маткадырова М.И. по доверенности Шуняева А.Г. на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года, вынесенное в отношении Маткадырова ФИО5, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года, гражданин Республики "адрес" Маткадыров М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого перемещения за пределы Российской Федерации.
Защитник Шуняев А.Г. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит постановление суда отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Маткадырова М.И. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 этой статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как усматривается из представленных материалов, 26 июня 2023 г. в 12.20 час на платформе ст. метро "Чертановская" по адресу: "адрес" в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 8 о/п УВД на Московском метрополитене, выявлен гражданин Республики "адрес" Маткадыров М.И. прибывший на территорию Российской Федерации 19.03.2023 г, в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания 17.06.2023 г. уклонился от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушив требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершенное Маткадыровым М.И. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Маткадырову М.И. в пределах санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным.
Выводы судьи о действительной необходимости назначения Маткадырову М.И. административного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь изложенным, назначение Маткадырову М.И. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы о законности пребывания Маткадырова М.И. на территории РФ подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Маткадыров М.И. прибыл в Российскую Федерацию 19 марта 2023 года с целью "работа". При въезде в РФ 19 марта 2023 года Маткадырову М.И. выдана миграционная карта, в которой указано на срок пребывания с 19 марта 2023 года по 17 июня 2023 года.
Доказательств заключения Маткадыровым М.И. трудового договора после въезда в РФ 19 марта 2023 года и реального его исполнения материалы дела не содержат, заявителем не представлено. В отсутствие подтвержденных сведений о факте осуществления Маткадыровым М.И. трудовой деятельности в указанный период на территории Российской Федерации, к нему не могут быть применены положения статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, устанавливающей иные сроки пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан стран-участников Евразийского экономического союза, по сравнению с нормами статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", подлежащими применению при разрешении настоящего дела.
Доводы жалобы о законности пребывания Маткадырова М.И. на территории Российской Федерации со ссылкой на осуществление им трудовой деятельности на территории РФ на основании трудового договора, не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в действиях Маткадырова М.И.
В силу пункта 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
На основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации) в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределенный срок продлевается до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно Порядку принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2021 года N 926 (далее - Порядок), решение о продлении срока пребывания иностранного гражданина принимается по заявлению иностранного гражданина с одновременным предоставлением документов, подтверждающих родственные отношения с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иных документов, подтверждающих нахождение его на иждивении у трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза), и их копий (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза); копии трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина (пункты 6.3, 9.2, 9.3 Порядка).
Сведений о предоставлении в миграционный орган до 17 июня 2023 года заявления Маткадыровым М.И. о продлении срока временного пребывания материалы дела не содержат.
При этом представленные стороной защиты документы, свидетельствующие о заключенном ранее трудовом договоре на территории РФ, к вмененному периоду отношения не имеют и не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в действиях Маткадырова М.И.
Между тем, продление срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в отсутствие его заявления действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку срок пребывания Маткадыровым М.И. на территории Российской Федерации в установленном порядке не продлен, правовых оснований для его дальнейшего нахождения на территории РФ не имеется. Справка ЦБДУИГ сведений о наличии у Маткадырова М.И. действующего трудового договора, не содержит. Из объяснений Маткадырова М.И, им данных при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что он не указывал о факте трудоустройства в ООО "ЛЯ-сервис" (л.д.5).
Более того, согласно сведениям АС ЦБДУИГ от ООО "ЛЯ-Сервис" уведомления о заключении трудового договора в установленном порядке в компетентный орган в сфере миграции не поступало. Представленная копия уведомления, заверенная ООО "ЛЯ-Сервис" имеет дату приема - 13 апреля 2021 года, а трудовой договор между ООО "ЛЯ-Сервис" и Маткадыровым М.И. заключен 15 апреля 2021 года.
Изложенное в совокупности с конкретными фактическими обстоятельствами дела дает основания полагать, что трудовой договор заключен формально, с целью попытки легализации своего положения на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления.
Порядок и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории, привлечения Маткадырова М.И. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Чертановского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года, вынесенное в отношении Маткадырова ФИО6, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Маткадырова М.И. по доверенности Шуняева А.Г. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.